Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
Российская федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Южная часть
версия для печати

Новоспасский мужской монастырь

 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Новоспасский мужской монастырь

Тип постройкимонастырь
Архитектор
1965-1996:Белов Г. П. - реставрация
Историческое исповеданиеПравославный
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статусдейств.
Адрес на 1917 г.Москва, Новоспасская пл., 4
Современный адресМосква, Крестьянская пл., 10
Телефон(495) 676-95-70
E-mail info@spasnanovom.ru
Webhttp://www.novospasskiymon.ru/
См. также
Изображение
Вид на Новоспасский мужской монастырь в Москве. В центре Преображенский собор и монастырская колокольня.
Вид на Новоспасский мужской монастырь в Москве. В центре Преображенский собор и монастырская колокольня.

Дата съемки: 25 Марта 2007 года
Фот. Духанин С. Ю.

всего изображений в галерее: 128
посмотреть изображения всех храмов монастыря
Местоположение
координаты: 55.731886°N   37.656713°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки17 мая 2008 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 292-300, 310-311
Новоспасский 1-го класса ставропигиальный необщежительный мужской монастырь на Крутицком холме
Новоспасская, ныне Крестьянская, пл., 10
"Основание монастыря приписывается Юрию Долгорукому, и положено оно было на месте Данилова монастыря, откуда при вел. кн. Иване Калите в 1300 г. он был перенесен на Боровицкий холм в Кремле, где великим князем сооружена была церковь Спасопреображенская; он же установил в перенесенном монастыре архимандрию. Здесь монастырь назывался Великокняжеским дворцовым и в нем были погребены супруга Ивана Калиты Елена (ум. в 1332 г.), первая супруга Симеона Гордого Анастасия Литовская (ум. в 1345 г.), третья - Мария Александровна (ум. в 1399 г.), вдова Иоанна II Александра Иоанновна (ум. в 1364 г.), сын Димитрия Донского Иоанн (ум. в 1364 г.). Монастырь был наделен вотчинами и вкладами при Иване Калите. В нашествие Тохтамыша он был опустошен пожаром; при Димитрии Донском возобновлен. В 1490 г. при Иоанне III монастырь перенесли на теперешнее его место, где он назывался царскою, комнатною, пресловутою, первостепенною обителью, а также - по новому месту - Новоспасским. Первое строение было деревянное. В то же время монастырь сделался родовою усыпальницей знаменитых бояр, был городскою крепостью, укрепленною деревянной оградой с бойницами"[1].
"В 1490 г. Иван III перенес из Кремля на берег Москвы-реки Спасский монастырь, построив для него деревянные здания и ограду. Монастырь стал зваться Спас Новый, или Новоспасский. В конце своего царствования Михаил Феодорович заменил деревянные стены Новоспасского монастыря каменными с башнями по углам и построил в монастыре каменный собор. Дворцовые каменщики были поселены слободой за Таганскими воротами, они остались здесь жить и по окончании постройки монастыря. В конце XVII в. к ним поселили еще каменщиков. Получились две слободы, ныне улицы Большие и Малые Каменщики"[2].
Дату переноса - 1490 г. - подтверждает и Кондратьев[3]. Однако другие авторы указывают более раннюю: "Иван III перенес на место, называемое Васильцевым Станом, около 1466 г. великокняжеский дворцовый монастырь. В 1491-1497 гг. построено каменное здание и в нем главная церковь - Преображенский собор, перестроенный в 1649 г."[4]. 1466 г. называет и Александровский[5]. Машков и Ильин, Моисеева указывают на 1462 г.[6; 7].
В 1591 г. Новоспасский монастырь участвовал в отражении набега крымского хана Казы-Гирея[24].
"У стен Новоспасского ... в 1612 г., на Крутицах, князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы"[25].
"В Смутное время монастырь был опустошен, но с воцарением Михаила Феодоровича восстановлен и укреплен; тогда уже его наделили вотчинами, землями и для делопроизводства в монастыре устроили свою канцелярию"[1].
"В 1640 г. по указу Михаила Феодоровича деревянную крепостную стену начали заменять каменной протяженностью в 650 метров, высотою до 7,5 метра и толщиною в два метра. Из далекого Белозерского монастыря в 1642 г. были специально затребованы опытные мастера городового дела "у Спаса на Новом месте каменщики и кирпичники ограду делать". Крепостная стена представляет собой неправильный пятиугольник с пятью башнями по углам (до постройки существующей колокольни в ограде монастырь имел восемь крепостных башен, не считая двух маленьких, которые были выстроены с прибавлением территории монастыря для хозяйственных нужд в нач. XIX в.). Доступ в монастырь открывали трое ворот. С восточной стороны - для всех верующих. Ворота близ юго-восточной башни - для въезда к настоятельским кельям и для хозяйственных надобностей. Ворота на северной стороне близ северо-западной башни выходили к рыбным прудам. Под башнями хранились боевые припасы, а подземные ходы вели к реке. В конце XVIII в. с южной стороны монастыря была пристроена каменная ограда общей длиной 58 сажен (124 метра), за которой размещались конюшенный двор, баня, колодец, сараи и сад... Сегодня (к 1982 г. - П. П.) ансамбль монастыря, охраняемый крепостной стеной протяженностью в 1200 метров и укрепленный семью могучими башнями, включает одиннадцать строений...
Петр I повелел в 1689 г. украсить новый монастырский собор росписью, а в 1717 г., в знак особого внимания к усыпальнице своих родичей, приказал отлить колокол весом в 1100 пудов"[26].
"Монастырь пострадал от пожаров в 1737 и 1747 гг., но вскоре был возобновлен. В 1764 г. у монастыря отобраны все имения и крестьяне. В 1812 г. монастырь разграблен и опустошен пожаром, но вскоре возобновлен"[1].
"В самый день вступления неприятеля в 1812 г. в Москву, вечером, первые появились поляки, для грабежа в беззащитном монастыре. Все монахи были высланы, оставался один старец и десять послушников. Солдаты и монахи насмерть стояли в монастыре, пока все не погибли. На другой день 3 сентября пришли французы и, выслав поляков, стали продолжать грабить в келиях и церквах. Богатые могилы по два-три раза разрывались алчными врагами, полагавшими найти в них драгоценности. Между тем, среди грабежа, буйства и бесчиния врагов, в тот же день вечером, от лесного ряда, загоревшегося при монастыре на северной стороне, и от горючих веществ, брошенных французами, монастырь был объят пламенем. Сперва занялась двускатная деревянная кровля на ограде, потом кровли на башнях и на монашеских келиях. Ночью загорелась колокольня, где упавший с ужасным треском колокол Петра Великого, в тысячу пудов, прошиб и обрушил своды Сергиевской церкви на втором ярусе и повис на развалинах первого. Вслед за ним рухнул с четвертого яруса Полиелей - другой колокол в 425 пудов - и разбил в мелкие части большой колокол, от чего потряслось все огромное задние колокольни. Разорвались железные связи, но стены его и верх не повредились. Среди ужасного пожара в монастыре в хорошо сохранившемся виде уцелели три храма - Преображенский, Покровский и Знаменский. Настоятельские покои с Покровской церковью были обращены в казармы, а Преображенский собор и Знаменская церковь в конюшню. Сколько ни старались оккупанты ввести лошадей в Главную церковь по настланным подмостям, ничего из этого не вышло. Что пощадил огонь, того не пощадили враги. Ограбив в церквах все, что только можно было захватить, они, в надежде найти сокровища, разламывали каменные гробницы в усыпальнице под собором, престолы и жертвенники в алтаре. Грабилось все без пощады. Алмазы и крупные изумруды отскакивали под клещами грабителей с риз, венцов и икон. Присваивалось и увозилось золото, серебро, оклады икон и т. п. Случайно отыскав под кровлею собора серебряные ризы с образом, они разрубали их в монастырском саду палашами и делили между собой. 4 сентября по прибытии в монастырь французского генерала, занявшего настоятельские покои, в святых воротах (по правую и левую сторону арки колокольни) расположились гауптвахта с пушками, и монастырь был наполнен фургонами и разными экипажами, скотом и птицами. При отступлении французы хотели подорвать собор, были вырыты ямы для пороха, но того не успели сделать"[25].
"К 1820 г. все здания, пострадавшие во время наполеоновского нашествия, были в конце концов отремонтированы. Вдоль западной части крепостной стены поднялся новый двухэтажный корпус, где разместились келии, кухня и прочие хозяйственные помещения. Из разбившегося при пожаре большого колокола Петра I отлили новый. В 30-40-х гг. XIX в. обновили храмы монастыря"[26].
"В XVII в. монастырь был царским "богомольем", куда совершались "выходы"; в том же веке монастырь был местом заключения, куда отсылались из Преображенского и Сыскного приказов для исправления престарелые преступники и мятежные стрельцы после бунта 1690 г.; в монастыре содержался знаменитый настоятель Троице-Сергиевой лавры архим. Дионисий за исключение из требника на освящение Богоявленской воды слова "огнем", за что был признан еретиком (впоследствии оправдан, после смерти причислен к лику святых); за приверженность к Сильвестру Медведеву под началом монастыря находились учителя Московской академии"[1].
"В кельях настоятеля Новоспасского монастыря, где некогда жил Патриарх Филарет, находятся портреты великих князей и царей, между прочими хранится портрет Таракановой, который почитали за изображение погребенной в этом же монастыре монахини Досифеи, в миру принцессы Доротеи, как значилось в надписи. В 1786 г. в Ивановский монастырь по секретному повелению Екатерины II была прислана неизвестная женщина знатного происхождения, в монашестве Досифея, и пробыла в нем 25 лет; погребена же была в Новоспасском монастыре, усыпальнице Романовых. Многие предполагают, что Досифея есть не кто иная, как княжна Тараканова"[8].
"Августа Тараканова, 25 лет прожившая в Ивановском монастыре и погребенная необычайно торжественно в Новоспасском, почитается за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Жила она в отдельной келье, никуда не выходила, никого не принимала, носила имя монахини Досифеи (но в клировых книгах таковая не значится). На ее надгробии написано: "Под сим камнем положено тело усопшей о Господе монахини Досифеи, обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве двадцать пять лет, а скончавшейся 4-го февраля 1810 г. Всего ее жития было шестьдесят четыре года. Боже, всели ее в вечных Твоих обителях!" ([27]; библиографию о ней см. также в [1]). После закрытия монастыря часовня была разорена, икона вырвана, рядом стояли мусоросборники (часовня находится внутри ограды, к северу от колокольни близ стены). Рабочие в 1970-х гг. рассказывали, что в подземелье ее недавно было закачано несколько тонн цемента.
"В ризнице монастыря из церковной утвари и облачений, вкладов царей, иерархов и бояр сохранились вклады с начала XVII в. до нашего времени: золотой крест с черневым Распятием и мощами святых, дар царя Феодора Алексеевича 1680 г.; резной крест из пальмы греческой работы - вклад Патр. Филарета; крест золотой с Распятием, у которого обе ноги пригвождены одним: гвоздем, с каплею крови Спасителя в клейме над Распятием - вклад митр. Павла Сарского и Подонского; евангелия в богатых золотых и серебряных окладах печати XVII в.; митра - дар царя Феодора Алексеевича, украшенная драгоценными камнями; серебряная ладоница узорочной чеканной работы для ладана и темьяна (фимиама) - дар княг. Фетиньи Сицкой 1624 г.; из облачений - фелонь золотого алтабаса с царскими коронами, дар царя Михаила Феодоровича; на оплечье алмазный крест с короною и алмазными запонами, сзади фелони крест и звезда из драгоценных камней, к ней эпитрахиль весом 25 фунтов, унизанная камнями; две плащаницы, шитые по атласу золотом, серебром и шелками, - вклады царя Михаила Феодоровича и кн. Фетиньи Сицкой 1649 г.; четыре надгробных покрова из бархата с камнями - царя Феодора Алексеевича, на гроб царевны Ирины Михайловны, на гроб боярина Никиты Ив. Романова 1595 г. и Михаила кн. Черкасского.
В библиотеке из рукописей сохранились: три Минеи, скорописью 1571 г., дар Иоанна IV; Минея март, скоропись, со статьями: заповедью св. 7 Вселенского Собора, синодиком: от Номоканона, 1554 г., каноны и службы новым чудотворцам русским и праздникам, установленным в 1547 г., и три синодика красным уставом: два XVII в. и третий 1725 г. В настоятельских покоях - портреты русских государей и святителей митр. Московских, Петра Могилы и др. Под сводами соборного храма усыпальница бояр Романовых, в ней гробниц было до 70, а осталось после 1812 г. только 28: родоначальника Романа Юрьевича Захарьина и его сыновей Никиты, Далмата, Даниила, супруги Даниила Романовича Анны и супруги Ник. Роман. Варвары; супруг сына Никиты Романовича, Александра Никит. - Евдокии и Иулиании; дочерей Никиты Роман. - Ирины и Анны; матери царя Михаила Феодоровича Ксении, в иночестве Марфы; дочери царя Михаила Феодоровича Ирины; дочери Феодора (Филарета) Никитича - Татианы Феодоровны и его малолетних детей Бориса, Никиты, Льва, Иоанна (гробниц их нет); дочери Иоанна Никитича Параскевы, ее брата Иоанна; дочери Даниила Никитича княг. Фотинии Шестуновой, ее сестры Анны, кн. Оболенской; супруги Иоанна Никитича Иулиании; князей Сицких, Ярославских, Оболенских, Троекуровых, Трубецких, Катыревых, Шестуновых, Гагариных, Куракиных, Щербатовых, Нарышкиных и др., Сибирских царевичей Алексея Алексеевича, его дочери и Григория Алексеевича (ум. в 1685 г.) и его супруги Стефниды, дочери Федора Ивановича Сукина (ум. в 1593 г.), на гробнице орел без корон с опуш. крыльями. Под алтарем Знаменской церкви: братьев Филарета Никитича - Александра, Василия, Михаила и Иоанна, графа Петра Борисовича Шереметева, схимницы Александры, супруги царя Феодора Иоанновича и дочери Феодора Иоанновича Годунова; на двух надгробиях кн. Черкасских их портреты; на кладбище погребена принцесса Августа Доротея Тараканова, в иночестве Досифея, ум. 4 февр. 1810 г. 64 лет от роду, и там же находится могила убитого неприятелем священника кладбищенской церкви Петра Вельяминова.
Крестные ходы - в понед. и среду Светлой седмицы вокруг монастыря; в пятницу Светлой седмицы на колодец и вокруг монастыря; в праздники Преполовения и Происхождения честных древ на монастырские пруды и вокруг обители - в Сретение Господне, в Благовещение, в неделю Ваий. Монастырь получает от казны 1851 руб. 79 коп.
Достопамятные настоятели: ...Михаил (Митяй) - духовник Дмитрия Донского (1375-1377), Афанасий, духовн. Иоанна Грозного, Никон (в 1649 г. - потом Патриарх), Питирим (в 1675 г., позже Патриарх), Филарет Дроздов (1816-1817) - потом митр. Московский.
В монастыре (к 1907 г. - П. П.): архимандрит, монахов 18, послушников 28"[1].
"Большие обновительные работы проводились в Новоспасском монастыре в начале XX в. - к 300-летию дома Романовых"[26].
"В 1908 г. при монастыре имелась Новоспасская церковно-приходская школа, бесплатная, для приходящих мальчиков, открытая 15 октября 1899 г. Адрес: Новоспасская площ., уг. Крутицкого пр., дом Новоспасского монастыря"[12].
"Настоятельские келии, где пребывал Патриарх Филарет, каменные, 3-этажные. Братские келии до 1812 г. были в 3-х флигелях. После пожара 1812 г. переделаны"[6].
"В XIX в. братских келий было тридцать три и две трапезные. В конце XVIII и начале XIX столетия к западной крепостной стене было пристроено еще одно двухэтажное здание келий. "В монастыре была каменная кухня и пекарня длиною на 29 и шириною на 31/4 сажени, крыты оные тесом". В XVII в. число монахов достигало до 100, в XVIII-XIX их было 50-60, а к концу XIX и началу XX в. монастырь насчитывал 30-35 монахов"[26].
"Вокруг церковного здания богатое кладбище, кроме того, открыт для погребения один храм - Екатерининский - и существует новое кладбище. Монастырский архив приведен в порядок"[9].
"Монастырь закрыт и обращен в концлагерь в 1918 г."[10].
"Уже в сентябре 1918 г. совдеп Рогожско-Симоновского района в ультимативной форме предложил монахам Новоспасского монастыря освободить помещения"[39].
"Позднее здесь разместилась особая тюрьма, филиал Таганской. В одной из церквей расстреливали. Трупы хоронили у монастырских стен в насыпи со стороны Москва-реки. В церкви, помещавшейся в колокольне, хранился секретный архив НКВД - его удалось с трудом вывезти только после обращения в секретариат Хрущева"[40].
"Новоспасский монастырь был закрыт и обращен в тюрьму; первым ее узником стал настоятель обители епископ Серафим"[35]. "Здесь в 1920 г. была заточена дочь Л. Н. Толстого - Александра"[42].
"После закрытия монастыря лишь один его храм был передан в качестве приходского верующим. Тогда 310 прихожан подали ходатайство о передаче им и других храмов - чего было более чем вдвое достаточно в соответствии даже с новым советским законодательством. Но VIII отдел Наркомата юстиции ответил: "Открывать же и передавать в пользование все храмы даже излишне ввиду отсутствия потребности и неудобства такого совместительства для находящихся в бывшем монастыре советских учреждений"[38]. Четыре из пяти храмов монастыря остались закрыты, пятый - Никольский действовал до 1926 г., когда и его затворили[10]. Советскими учреждениями были Управление местами заключения и Главархив[43].
О судьбе ризницы после 1917 г. существуют такие свидетельства: "Архивные документы рассказывают: 21 ноября 1918 г. председатель Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Н. К. Жуков, члены коллегии М. И. Тюлин, Ф. Я. Минуков и представитель Госконтроля В. А. Никольский составили акт на предмет осмотра художественно-исторических ценностей в Новоспасском монастыре, находящихся в ризнице, а затем все было передано на хранение государству"[26].
"С 21 марта по 5 апреля 1922 г. в Новоспасском монастыре изъято 4 фунта 67 золотников золотых изделий, 38 пудов 37 фунтов 82 золотника золота и серебра в общем весе, 135 драгоценных камней, жемчужная риза весом в 2 фунта 77 золотников с 1582 штук алмазов"[36].
После Отечественной войны помещения монастыря занимали жильцы и различные учреждения. В соборе до 1970-х гг. находился Московский исторический архив, в церкви Покрова - квартиры и учреждения, в церкви Знамения до 1967 г. - вытрезвитель, на территории размещались также склад угля, лесоматериалов и котельная мебельной фабрики. Хозяйственный двор в южной части монастыря мебельная фабрика продолжала оккупировать до начала 1980-х гг.; в 1979 г. на стене монастыря висело объявление о наборе на нее новых рабочих. Кладбище снесено, служило одно время для склада труб, а кресты до 1970-х гг. лежали в куче в юго-западном углу двора.
"28 марта 1968 г. Совет Министров РСФСР принял специальное постановление: "Учитывая выдающееся историческое, культурное и художественное значение ансамбля памятников архитектуры Новоспасского монастыря в г. Москве и в связи с этим важность его широкого музейного показа населению и туристам, организовать в Спасо-Преображенском соборе, с его уникальной художественной ценностью интерьеров и зданий, музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР". В том же 1968 г. в Новоспасском монастыре начались реставрационно-ремонтные работы... В 1972-1973 гг. в Настоятельском корпусе были произведены реставрационно-ремонтные работы, после чего в нем разместилась дирекция Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР... Реставрацию ансамбля Новоспасского монастыря намечено завершить к 1985 г., и тогда он откроет свои двери как музей-заповедник..."[26]. К 1982 г. внешне отремонтированы лишь: часть стен и башен, Никольская церковь с кельями, часть Покровской церкви с палатами и колокольня - остальное ждало своего часа. К 1990 г. окончена реставрация Покровского храма, но никакого "музея-заповедника" и духа не было.
К 1980 г. под государственной охраной (№ 92) состоял ансамбль Новоспасского монастыря в составе всех пяти его храмов, а также: "крепостные стены 1640-1642; 1822; башни 1640-1642: угловая северо-восточная, угловая юго-восточная, угловая юго-западная, угловая северо-западная, пятигранная на западной стене; настоятельские палаты XVII-XIX вв.; братские кельи (северный; западный; восточный корпуса), 1642-1644, и больничные палаты при Никольской церкви, 1642-1644, трапезная при церкви Покрова 1673-1675, 1757-1758, XIX в. и Троицкая хлебодарная палата, 1677-1678; хозяйственная постройка кон. XVIII-XIX в. (квасоварня); стены и башня хозяйственного двора кон. XVIII в., пруд"[28]. В 1990 г. монастырь занят объединением "Союзреставрация" и ВНИИ реставрации.
С севера от колокольни стоит изрядно пострадавшая часовня над могилой монахине Досифеи (Августы Таракановой?). На карте, вывешенной при входе в монастырь, она датируется 1900 г. В недавно опубликованной журнальной статье[11], где приведена ее фотография дореволюционного времени, она недобросовестно не подписана как таковая. С востока от колокольни валяется обескрещенный надгробный памятник "Болярина Василия Петровича Колычева и супруги его Дарьи Алексеевны".
К 1917 г. в монастыре было 5 храмов с 13 престолами.
Все они согласно письму Патриарха Алексия II от 31.08.1990 г. передаются исполкомом Моссовета верующему люду. "Обитель вновь стала ставропигиальной. Малое освещение собора состоялось 23 марта 1991 г. Наместником назначен архим. Алексий (Фролов)"[44]. Монастырь является также резиденцией председателя Хозяйственного управления Патриархии еп. Подольского Виктора. Предполагается устройство мастерских по реставрации.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 393-399; библиогр.
[2] Сытин. С. 704.
[3] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 64.
[4] Синодальный справочник.
[5] Александровский. С. 69 и № 65 – собор Преображения, № 75 - церковь Николая Чудотворца, № 104 - церковь Покрова, № 282 - церковь Сергия в колокольне, № 294 - церковь Знамения.
[6] Путеводитель Машкова. С. 162-164.
[7] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 469-470.
[8] Платонов. Москва и окрестности. Путеводитель. М., 1883.
[9] Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. I. С. 215.
[10] Рукопись Александровского, № (соответственно) 89, 386, 369, 370, 299 - стены и башни; XLI - кельи.
[11] Шамаро А. Ивановский монастырь // Наука и жизнь. 1978. № 2. С. 142-147.
[12] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 433.
[13] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 129-135.
[14] Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 159.
[15] Московские церковные ведомости. 1895. № 33; 1897. № 3; 1901.
[16] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.
[17] Домшлак М. А. Архитектор Назаров. М., 1956. С. 40-48.
[18] Грабарь И. Э., Каждан Т. П. Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова. М., 1951.
[19] Материалы. С. 840.
[20] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[21] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975.
[22] Овсянников Ю. М. Московские монастыри. Дрезден, 1975 (на нем. яз.).
[23] Дмитриев И. Д. Московский Новоспасский монастырь в его прошлом и настоящем. М., 1909.
[24] Писарев Н. И. Утро в Новоспасском. М., 1841.
[25] Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. М., 1843. 110 с.
[26] Морозов К. К. Памятник архитектуры - Новоспасский монастырь в Москве. М., 1982. 79 с.: ил.
[27] Мельников-Печерский П. И. Княжна Тараканова и принцесса Владимирская // Собр. соч.: В 8 т. М., 1976. Т. 8. С. 245-428.
[28] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 87.
[29] Московский архитектурный мир. М., 1913. Вып. 2. С. 12.
[30] Корин П. Как гражданин России // Комс. правда. 1966. 27 июля.
[31] Попов П. Библиотека Новоспасского монастыря в Москве. М., 1904.
[32] Руднев О., свящ. Подвижница Московского Ивановского монастыря инокиня Досифея. М., 1888. 20 с.
[33] Иеромонах Адриан. У Всемилостивого Спаса: Краткое описание ставропигиального Новоспасского монастыря. М., 1821.
[34] Описание состоящего в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятые Богородицы. М., 1803.
[35] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж. 1925. С. 47.
[36] Правда. 1922. № 79.
[37] Революция и Церковь. 1919. № 1. С. 27.
[38] Там же. № 6-8. С. 109.
[39] Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 15.
[40] Мильчаков А. Поиск новых адресов захоронений продолжается // Вечерняя Москва. 1990. 12 июля.
[41] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 310.
[42] Исатов Ю. Преображение началось! // Рус. вестник. 1991. № 6. С. 12.
[43] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 51.
[44] Возрождение древней обители // Моск. церковный вестник. 1991. № 5. С. 11.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Антаблемент"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Троицы Живоначальной в Черевково"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2017 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет