Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
Российская федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Южная часть
версия для печати

Данилов мужской монастырь

 
Учетная карточка
         
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Данилов мужской монастырь

Тип постройкимонастырь
Архитектор
1990-е:Ловкунас Н. А. - реставрация
Историческое исповеданиеПравославный
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статусдейств.
Адрес на 1917 г.Москва, ул. Даниловский вал
Современный адресМосква, ул. Даниловский вал, 22
Телефон(495) 958-11-07; (495) 958-05-02
Webhttp://www.msdm.ru/
См. также
Изображение
Общий вид Данилова мужского монастыря в Москве. Слева направо видны: колокольня надвратной Симеоновской церкви, соборы Троицкий и Семи Вселенских Соборов.
Общий вид Данилова мужского монастыря в Москве. Слева направо видны: колокольня надвратной Симеоновской церкви, соборы Троицкий и Семи Вселенских Соборов.

Дата съемки: 1882 год

всего изображений в галерее: 52
посмотреть изображения всех храмов монастыря
Местоположение
координаты: 55.710805°N   37.630493°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки14 июля 2008 года
Дата обновления карточки20 декабря 2016 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 263-273, 278-279
Данилов 3-го класса необщежительный мужской монастырь у Серпуховской заставы
Даниловский вал, 22
Первый по времени основания монастырь в Москве.
"Основан не позднее 1282 г. св. Даниилом кн. Московским (ум. 4 марта 1303 г.), мощи его обретены здесь же 30 авг. 1652 г."[1].
"Сей великий князь Даниил Александрович устроил монастырь за Москвою-рекою, иже и доныне зовется Даниилов..."[16]. Недавно была предложена новая датировка построения - 1298-1300 гг.[37].
В 1330 г. Иоанн Калита перевел монастырь в Кремль "на свой царский двор", где устроил церковь Спаса Преображения на Бору, а старый Даниловский монастырь, его погост и села поручил управлению архимандрита нового кремлевского монастыря.
"... И устроил тут мужской монастырь Данилов из-за Москвы реки, преведе его внутрь града Москвы на свой царский дворец"[16].
"Постепенно первоначальный монастырь оскудел и опустел, а место его стало зваться "сельцо Даниловское"[7].
"Монастырь из Кремля вел. кн. Иоанн Васильевич в 1490 г. перенес на гору Крутицу, где он стал называться Новоспасским, а собор Спаса на Бору стал мирским собором"[7].
"Даниил Александрович, четвертый, младший сын кн. Александра Невского, умер в 1303 г., и могила его была забыта. Вел. кн. Иван III ехал однажды вдоль Москвы-реки мимо места, где был прежде положен Даниил. Тут под одним из его отроков споткнулся конь, и ему явился неведомый князь, сказавший: "Я господин месту сему, князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи великому князю Ивану: ты сам себя утешаешь, а меня забыл!". С тех пор московские князья стали править панихиды по прародителю. Были и еще видения. Царь Иван Грозный позже построил монастырь на месте погребения предка - князя Даниила, там, где и прежде был монастырь, построенный самим Даниилом"[2].
"Данилов монастырь пребывал в запустении до 1560 г., когда был возобновлен Иоанном Грозным"[1].
"При Иоанне Грозном монастырь был восстановлен, но несколько севернее древнего места, через овраг, а на самом месте древней церкви первого монастыря во имя Даниила Столпника стоит приходская церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе"[12]…; однако сведения о нахождении монастыря на месте ц. Воскресения считаются ныне устаревшими.
"При царе Алексее Михайловиче в 1652 г. были открыты мощи св. Даниила"[2].
"Мощи св. князя Даниила помещены в арке, которая находится между Даниловским и главным приделами соборного храма, близ его левого клироса. В соборном храме Семи вселенских соборов находится также древняя Владимирская икона Богоматери, на которой сохранились подлинные портреты возобновителя монастыря Иоанна Грозного, царевича Иоанна и митр. Макария"[1].
"Мощи кн. Даниила обретены 30.8.1652 г., перенесены в собор и положены в раке против левого клироса. Служба св. кн. Даниилу составлена митр. Платоном в 1791 г. Ранее служба была составлена монахом Сергием Пресвятые Троицы Данилова монастыря Переславль-Залесского и Симеоном Романовичем Олферьевым, но не издана"[7].
"1-го сент. 1872 г. монастырь праздновал 600-летие своего основания, основываясь на утверждении Амвросия в Истории Российской иерархии. 30 авг. 1902 г. исполнилось 250 лет со дня открытия мощей кн. Даниила, а 4 марта 1903 г. - 600 лет со дня его кончины"[1].
"Ограда монастыря устроена, вероятно, при царе Алексее Михайловиче, западная сторона ее с башней разобрана в 1871 г."[6].
"Ограда монастыря с башнями построена Иваном Грозным, подновлялась Алексеем Михайловичем. В 1860-х гг. из-под оснований башен вынуты и сохранены 20 надгробных плит XVI ст. с надписями на иностранных языках, использованные ранее как строительный материал. По преданию, древнейшее в Москве иноверческое кладбище находилось недалеко от Данилова монастыря"[5].
"В Даниловском монастыре имеются два колокола, отлитые царем Феодором Алексеевичем в 1682 г."[3].
"В 1812 г. ризницу Даниловского монастыря отправили в Вологду, архимандрит Ираклий с монастырской казной выехал в Троицкую лавру. 3-го сент. приходили человек 20 неприятелей, требовали пищи, их накормили. На третий день неприятельский чиновник с офицерами и солдатами заняли настоятельские и братские келии.
Ворота запирали. Как-то партия поляков прорубила ворота и один из них пролез в щель. Священник Иван Васильев закричал обманно: "В монастыре живет князь Понятовский!" Поляки разбежались. Жившие в монастыре ходили в церковь, осматривали, но ничего не трогали. Узнав, что в монастырь прибудут 80 человек конной артиллерии, офицер сказал священнику по-латыни, чтоб все вещи с престолов убрали, так как придут люди нечестные, все похитят. Священник просил офицеров помочь спрятать вещи, взять к себе под охрану. Офицеры помогали прятать церковные вещи, зарывали в землю. Только один взял себе венец с Богоматери и серебряный ковшик, употребляемый для теплоты. Прибывшие снимали с икон ризы, обирали раку св. кн. Даниила, подпоясывались антиминсами, но, так как они короткие, бросали их"[4].
"С 1805 г. в монастыре была богадельня для престарелых женщин, с 1862 г. - для престарелых священнослужителей и их вдов"[12].
"На монастырском кладбище погребены выдающиеся деятели церкви и литературы - Ф. Л. Морошкин, Н. Г. Рубинштейн, кн. В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, Ю. И. Венелин, Н. М. Языков, А. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, М. А. Дмитриев, Н. С. Тихонравов, архиеп. Никифор Феотоки, арх. Дионисий Великопермский, митр. Варлаам Эристов.
Среди надгробных памятников обращают на себя внимание:
1. Одна из случайно уцелевших иноверческих надписей, которых несколько найдено было в 1860-х гг. при архим. Амфилохи (недалеко от монастыря, очевидно, было иноверческое кладбище, надгробные надписи были на латинском, немецком, английском, итальянском и армянском яз.), - камень ее попорчен, надпись немецкая 1579 г.
2. Загадочного содержания надпись на могиле некоей Елизаветы Ив. Александровой (род. 3 сент. 1783 г. - ум. 3 мая 1818 г.): "Христианин! Хотя и не подобает жене учити, но не стыдись поучатися у сей громогласной проповедницы веры, благочестия и бессмертия!" На другой стороне памятника: "Тот, который многократно был свидетелем совести ее при покаянии и который напутствовал ее в последний день, в утешение оплакивавших кончину ее и в назидание всех о правоте сердца, о чистоте веры и о христианском благочестии ее, и вам, яко истинно есть свидетельство его".
3. Надгробный памятник молдавского господаря Александра Маврокордато (род. 1 июля 1754 г. - ум. 8 февр. 1819 г.). Надпись на греч. яз.
4. Надгробная плита заведывавшего Антиохийским подворьем в Москве архим. Анфима (ум. 7 марта 1883 г.). Надпись также греческая.
5. Памятник настоятеля Александрийского подворья в Москве архим. Прокопия (ум. 11 ноября 1900 г.). Надпись греческая.
Монастырь владеет 51 десятинами земли и получает из казны 711 руб. 72 коп. Монастырем управляет викарный епископ Серпуховский. В монастыре (к 1907 г. - П. П.): монахов 16, послушников 2"[1].
На памятнике Ю. И. Венелину, известному славянскому ученому и деятелю (по происхождению - карпатскому русину), была следующая надпись: "Юрию Ивановичу Венелину одесские болгары. Род. 1802 - ум. 1889. Напомнил свету о забытом, но некогда славном, могущественном племени болгар и пламенно желал видеть его возрождение. Боже всемогущий! Услыши молитву раба Твоего"[17].
После 1917 г. Даниловский монастырь стал прибежищем насильно лишенных кафедр, а также добровольно ушедших на покой архиереев, наиболее твердо державшихся традиций русского православия во время вспыхнувших церковных смут - по имени монастыря их так и называли "даниловцами". Примечателен тот факт, что вопреки (а может - и благодаря) этой их стойкости Даниловский монастырь был последним закрыт не только из московских, но и из обителей всей страны - не ранее 1930 г. Впрочем, притеснения его начались гораздо раньше. Например, "с 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий"[34]; в 1923 г. было принято решение закрыть надвратную церковь Симеона Столпника: "Жилищное товарищество по Даниловскому Камер-Коллежскому валу № 22 просит ликвидировать домовую церковь Даниловского монастыря и передать помещение для жилищных целей. Отдел управления Моссовета решил удовлетворить просьбу"[8]. Многие из владык-"даниловцев" еще до закрытия монастыря были отправлены в ссылки и в заключение, некоторые - по нескольку раз. "С 1917 г. вплоть до закрытия в 1930-м настоятелем монастыря был епископ Феодор Поздеевский"[29. С. 16-19].
"Владыка Феодор стал настоятелем Данилова с 1 мая 1917 г. Как пишут церковные историки А. Левитин и В. Шавров: "До самой смерти патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Сторонники архиеп. Феодора были во много раз более ярыми "тихоновцами", чем сам Патриарх Тихон". В 1924 г. архиеп. Феодор был арестован, но с 1928 г. - вновь на свободе в Даниловском монастыре. Незадолго перед смертью он принял схиму с именем своего небесного покровителя преп. Даниила Московского. Скончался в конце 1940-х гг. вне Москвы"[35]. Наконец (как сообщалось в сделанном в моск. организации Всеросс. общ-ва охраны памятников истории и культуры ответственным за охрану памятников района работником райисполкома докладе об истории Даниловского монастыря), в 1929 г. было принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нем "изолятора" для детей репрессированных граждан. В 1930 г. постановление было проведено в жизнь.
(Как известно, к 1930 г. на территории страны были закрыты все бывшие до 1917 г. монастыри - числом около 1200. 18 февраля 1932 г. остававшиеся еще на свободе иноки и инокини были в один день арестованы и помещены в лагеря и тюрьмы.)
Старшие монахи арестованы, но младшие до 1932 г. служили и прислуживали в церкви Воскресения Словущего. Факт действительного существования Данилова монастыря вплоть до 1930 г. и продолжения в нем чрезвычайно многолюдных богослужений с крайним неудовольствием подтверждает и путеводитель Н. Шебуева "Москва безбожная" (М., 1930). После закрытия Воскресенской церкви в 1932 г. младшие монахи были также арестованы; судьба св. мощей неизвестна - вероятнее всего, они были унесены в народ, где и пребывают до поры, сохраняемые верными.
В 1931 г. поселившаяся в монастыре детская колония возбудила вопрос о сносе кладбища; в качестве причины выдвигалось то, что из-за чрезвычайного многолюдства заключенных им негде питаться и приходится обедать на могильных памятниках (согласно тому же докладу, прочитанному в 1982 г.). Ходатайство было удовлетворено. "31 мая 1931 г. в присутствии специальной комиссии вскрыты захоронения Н. В. Гоголя, супругов Хомяковых, поэта Ник. Языкова и музыканта Ник. Рубинштейна"[18], прах которых затем вместе с останками Д. А. Валуева и князей Черкасских перенесли на Новодевичье кладбище. "На кладбище Донского монастыря перезахоронен художник В. Г. Перов"[29]. После этого весь погост Даниловского монастыря был снесен.
В 1968 г. в Гос. Исторический музей явилась депутация из Болгарии, искавшая могилу Ю. И. Венелина, чтобы возложить венок; но так как она была затеряна после сноса памятников, никто указать ее место не смог. Кроме того, доступа посетителям на территорию, где было кладбище, не было - тут продолжал с 1930 г. существовать детский "приемник-распределитель". В восточной части монастыря в нач. 1970-х гг. был отгорожен небольшой участок вокруг храма Семи Вселенских Соборов и начата медленная реставрация, продолжавшаяся много лет без особого успеха. Западная часть монастыря выгорожена и передана филиалу завода холодильных машин "Искра".
Комплекс монастыря состоит на государственной охране под № 40. В него помимо трех храмов входят: "Стены и башни XVII в.: северо-западная угловая десятигранная башня; северо-восточная угловая десятигранная башня; квадратная башня на восточной стене; юго-восточная угловая десятигранная башня; квадратная башня на южной стене; юго-западная угловая десятигранная башня; стены ограды новой территории и башни, нач. XIX в., 1869-1876 гг., архитектор Корнеев; юго-западная угловая квадратная башня; северо-западная угловая квадратная башня; дом настоятеля (корпус № 6) 1820-е гг.; братский корпус XVII, XVIII, XIX вв. (корпус № 3); северные ворота, кон. XVI в., 1731-1732 гг. (корп. 1, 2)"[19]. "Дом настоятеля - одна из немногих точно датированных построек того времени: он выстроен в 1821 г."[12].
В 1970-х гг. часть старинной стены рухнула в результате халатного отношения к состоянию памятников монастыря со стороны органов администрации МВД, в ведении которых находилась колония в центре территории (ей принадлежали и два из трех храмов - за исключением старого собора). Вопрос о переводе колонии поднимался с 1960-х гг., но долго не находил положительного решения. В 1982 г. появились указания на возможность передачи комплекса новоорганизующемуся Музею искусства народов СССР, но летом того же года Моссовет отдал монастырь в ведение Музея истории и реконструкции Москвы. Передача должна была продлиться несколько лет. О Даниловском монастыре как одном из требующих неотложных мер по спасению национальных памятников говорил академик Д. С. Лихачев в беседе, опубликованной журналом "Огонек" № 29 за 1982 г.
В ноябре 1982 г., перед своей кончиной, Брежнев подписал долго ожидавшийся указ о возвращении Патриархии Донского монастыря для устройства в нем официальной резиденции. После его смерти, однако, решение, вызывавшее возражения как со стороны властей, так и со стороны Патриархии, было переиграно, и наконец в мае 1983 г. вместо Донского был передан Данилов. В связи с этим нельзя не отметить, что православные москвичи увидели в таком повороте дел несомненное свидетельство Провидения: ведь в конце-то концов именно первый по основанию московский монастырь, державшийся до последнего в 1920-е гг., вновь стал первенцем из вновь открываемых столичных обителей. И Небесным покровителем его является московский же св. благоверный князь Даниил...
Материалы об открытии монастыря напечатаны в "Журнале Московской Патриархии" за 1983 г.[21; 22]. Номер 8-й начинается сообщением о посещении Патриархом с сопровождающими лицами 17 мая 1983 г. председателя совета по делам религий Куроедова, который сообщил Святейшему, что в ответ на просьбу Русской Православной Церкви правительство СССР приняло решение возвратить Даниловский монастырь "для создания в нем и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории". - Далее следует краткая историческая справка об обители, заканчивающаяся сообщением о том, что вместе с комплексом монастыря передан и находящийся вблизи него храм Воскресения Словущего 1834 г.
На с. 5 того же № говорится, что Синод заслушал доклад митр. Таллинского Алексия, председателя Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему и восстановлению Данилова монастыря (см. выше на с. 4 сообщение о передаче монастыря, сделанное на заседании Синода самим Патриархом).
На с. 16-17 печатается речь митр. Алексия, в которой отмечено, что обитель возвращена к 1000-летию Крещения Руси; на с. 18-19 - изложение речи Куроедова на приеме в честь 12-летия интронизации Патриарха Пимена, в которой он обещает полное содействие работам по восстановлению монастыря (в речи содержались такие подробности, что даже "пришлось" сделать купюры, отмеченные отточиями).
На с. 26 напечатаны портрет и биография архимандрита Евлогия (Смирнова), назначенного наместником Данилова монастыря (ныне настоятелями сохранившихся монастырей считаются епархиальные архиереи, а фактические настоятели числятся "наместниками"). Архим. Евлогию 46 лет, ранее он был экономом Троице-Сергиевой лавры. Наконец, на вкладке - единственная (!) сохранившаяся фреска монастыря - изображение св. кн. Даниила.
В 9-м номере на с. 2-й сообщается, что 14 июля митр. Алексий принял корреспондента английской газеты "Дейли телеграф" и ответил на вопросы, связанные с планами по реставрации, строительству и будущему использованию Даниловского монастыря.
На с. 7-12 - статья члена комиссии по приему, восстановлению и реставрации Данилова монастыря, преподавателя моск. духовных школ И. Экономцева "Ставропигиальный мужской Даниловский монастырь в Москве", в которой вкратце по известным дореволюционным изданиям пересказывается история обители (к сожалению, две воспроизведенные фотографии из альбома Найденова 1882 г. неверно датированы нач. XX в.), а в заключение сообщается, что "на территории обители разместятся официальная резиденция Святейшего Патриарха, Священный: Синод, а также некоторые синодальные учреждения. В прилегающей к монастырю зоне предусмотрено сооружение здания с конференц-залом для проведения религиозных и миротворческих конференций". На вкладке - икона 1903 г. с клеймами жития св. кн. Даниила, написанная к 600-летию со дня его преставления.
Объем предстоящих работ оценивался в десятки миллионов рублей. Колония выехала из обители лишь в октябре, и некоторое время в монастыре она пребывала одновременно (!) с новоназначенными монахами, число коих предполагалось довести до 60-ти. При этом произошел занятный случай: установленный посреди территории памятник Ленину колония должна была увезти с собой в новое помещение на Алтуфьевском шоссе, 13, так как он числился у нее "на балансе"; но при подъеме его краном он лопнул и рассыпался на тысячи мелких осколков.
Во всех храмах города было введено с сентября пение особого тропаря св. кн. Даниилу и поминание его на отпусте. 12 сент. 1983 г. на праздник Обретения мощей св. кн. Даниила монастырь посетил и освятил Патриарх Пимен. Как только слух о восстановлении обители разошелся по первопрестольной, сотни москвичей двинулись к ее вратам с предложением бескорыстной помощи. Вскоре были изготовлены памятные иконки с благословением "Св. Даниилова Московского Монастырю".
Во время молодежного фестиваля в "Литературной газете" в 1985 г. (№ 23) появилась занимающая целую полосу статья А. Нежного "Семь столетий спустя", целиком посвященная восстановлению Даниловского монастыря. Статья эта, как сообщают, пролежала в редакции до своей публикации около года.
Первые реставрационные работы проводились под руководством архитектора С. С. Кравченко[29. С. 21].
Реставрация Данилова монастыря была выполнена на высоком уровне и почти завершена в намеченные сроки - к 1000-летию Крещения Руси. Основными работами руководил архитектор И. И. Маковецкий (чья деятельность, впрочем, вызвала со стороны некоторых кругов нарекания). Как бы то ни было, ныне в монастыре ведется летопись, покуда не опубликованная, - с появлением ее в печати многие доселе неясные вопросы в будущем, нужно надеяться, будут освещены (пока см. интервью с самим И. И. Маковецким - [31]). Совершивший поднятие обители из руин архимандрит Евлогий был перед юбилеем отстранен; после различного рода мытарств его перевели восстанавливать другую лежащую в развалинах обитель - Оптину пустынь. С августа 1986 по май 1987 г. наместником был архим. Пантелеймон (Долганов), с мая 1987 г. - архим. Тихон (Емельянов). С янв. 1990-го наместником стал бывший благочинный монастыря архим. Ипполит (Хилько).
30 мая 1988 г. монастырь посетил президент США Р. Рейган[32], который, выступая здесь, прочел одну из "Крохоток" тогда еще запретного на родине А. И. Солженицына, с горечью описывающую попранную церковную красоту Русской земли.
12 июня 1988 г. в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в монастыре в сослужении пяти Патриархов состоялась торжественная литургия на открытом воздухе в честь 1000-летия Крещения Руси. (Вселенский Константинопольский Патриарх из-за незначительных разногласий на праздник не прибыл, но он посетил монастырь еще прежде, 18 августа 1987 г. - см. [29. С. 61.])
К 1990 г. башни монастыря отреставрированы и, согласно помещенному в Святых вратах чертежу, получили следующие имена (считая от крайней северо-восточной по часовой стрелке): Новоданиловская, Кузнечная, Алексиевская, Настоятельская, Георгиевская, Нагорная, Патриаршья, Синодальная.
"В обители сохранена планировка прошлого столетия. Главный вход - северный, через Святые врата. Они ведут на площадь, вокруг которой расположены храм во имя святых отцов Семи Вселенских Соборов, храм Святой Троицы, дом настоятеля. Над Святыми воротами возвышается надвратная церковь Симеона Столпника с трехъярусной колокольней. К востоку от входа находится братский, а к западу больничный корпуса. Все эти сооружения расположены в восточной, более древней части обители. На западном участке с 1984 г. возводится резиденция Патриарха Московского и всея Руси со служебными и парадными помещениями Священного Синода (окончена к 1988 г. - П. П.). Напротив западного входа в Троицкий собор находится 4-этажное здание бывшего нового братского корпуса, в котором с осени 1985 г. располагается Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата.
Больничный корпус, примыкающий с запада к надвратному храму, реконструирован в 1986-1987 гг.; к существующему зданию сделана 3-этажная западная пристройка, в которой разместилась братская трапезная. В ее оформлении использованы древесина дуба и цветной мрамор, широко применен лепной декор. Новая братская трапезная освящена 14 августа 1987 г. в день празднования Происхождения честных древ Креста Господня архим. Тихоном.
Насельники живут в двух корпусах - бывшем больничном и братском, находящемся с востока от надвратной церкви. В последнем, кроме келий, расположен лазарет с врачебными кабинетами, трапезная и библиотека Духовно-административного центра с читальным залом"[29].
Непосредственно к надвратному храму примыкает в 1990 г. административный корпус, где расположен любопытнейший монастырский музей, руководимый Г. М. Зеленской. С ним соседствует с востока другой братский корпус, выстроенный заново.
За монастырскими стенами, к западу от церкви Воскресения Словущего, идет строительство гостиничного комплекса с конференц-залом. Его предполагалось закончить к 1988 г., но не удалось завершить и к началу 1990 г. По счастью, первоначальные планы возвести здесь многоэтажные коробки были оставлены: высота новых зданий была сокращена с тем, чтобы они не нависали над храмами обители. Монастырю также передан под административный корпус дом бывшей церковной школы вне стен против Святых врат.
Из обширного некрополя (см. новое описание его на основе архивных разысканий в кн.[29. С. 47-51]) не сохранилось целым к открытию вновь монастыря ничего. Поэтому была сооружена для погребения всех останков, найденных при реставрации, и символического обозначения утраченных могил новая часовня-костница. С восточной стены Настоятельского корпуса рядом с местами могил Гоголя и Хомякова установлены в их память два барельефа. На западной половине монастырской территории, с запада от трапезной палаты, установлен каменный армянский резной крест-хачкар XIII в., подаренный обители при посещении ее Патриархом-Католикосом всех армян Вазгеном I в 1988 г. Обок его на стене укреплена доска в память Ю. Венелина.
С севера перед зданием Отдела внешних церковных сношений к 1000-летию Крещения Руси установлен памятник равноапостольному князю Владимиру - повторение бронзовой скульптуры, воздвигнутой тогда в Буэнос-Айресе (причем примыкающая к нему площадь этой латиноамериканской столицы была переименована в честь святого Владимира - как бы нам, его соотечественникам, в укор).
Церковь Воскресения Словущего, входящая в Даниловский комплекс и вновь освященная в мае 1989 г., является Патриаршим подворьем при обители и служит приходской: здесь отправляются те богослужения, которые не положены по уставу в самом монастыре: крещение, венчание и отпевание. Поскольку храм является приходским, описание его отнесено в часть "Город в границах 1917 года".
Братия Данилова монастыря в 1990 г. отправляла богослужение также в соборах Андроньевой и Донской обителей.
К 1917 г. в монастыре было 3 храма с 9 престолами и 1 часовня.
К 1990 г. в нем находятся 5 храмов и две часовни с 11 престолами, причем два храма и две часовни созданы вновь.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 407-411; библиогр.
[2] Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. 6-е изд. Спб., 1912. Т. 1. С. 138-139.
[3] Останкович Н. П. Путеводитель по Московской окружной железной дороге. М., 1912.
[4] Розанов Н. История моск. епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[5] Московские церковные ведомости. 1885.
[6] Путеводитель Машкова. С. 154.
[7] Амфилохий (Казанский-Сергиевский), архим. Летописные и другие сказания о св. благоверном кн. Данииле Александровиче, сыне св. благов. великого кн. Александра Невского, и построенном им за Москвою-рекою Даниловском монастыре. М., 1873.
[8] Известия. 1923. 12 апр.
[9] Пономарев Т. А. Моск. Даниловский монастырь. М., 1898. 138+5 с.
[10] Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С.159.
[11] Александровский, № 23 - собор 7 Вселенских Соборов; № 225 - церковь Симеона Столпника в колокольне; № 355 - церковь Троицы.
[12] Рукопись Александровского, № (соответственно) 174, 487, 822, 478 (часовни), 619 - кельи с северо-востока, 767 - дом настоятеля.
[13] Материалы. С. 905.
[14] Древности. Труды комиссии по охране древних памятников. М., 1907. Т. 1. С. 11 - колокольня с церковью Симеона Столпника.
[15] Дионисий, архим. Даниловский мужской монастырь в Москве. М., 1899. 138 с.: ил. (здесь же краткий очерк истории церкви Успения Крутицкого подворья, некоторое время бывшей приписной к Данилову монастырю).
[16] Летоп. собр. Ундольского, № 764 (за 1694 г.), л. 158-об., 174.
[17] Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. Спб., 1908.
[18] ЦГАЛИ, ф. 139, оп. 1, ед. хр. 61 (акт о вскрытии могилы Гоголя Н. В. на кладбище бывш. Даниловского монастыря для перепогребения праха его на Новодевичьем кладбище в Москве).
[19] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 99-100.
[20] Полное собрание русских летописей. Спб., 1885. Т. 10. Запись на с. 203 от 1330 г. об основании монастыря вблизи княж. двора, построении в нем церкви Спаса Преображения, переводе в монастырь архимандрии, бывшей в Даниловом монастыре за Москвой-рекой.
[21] Журнал Московской Патриархии. 1983. № 8.
[22] Там же. № 9.
[23] Литературная газета. 1985. 31 июля. С. 13.
[24] Журнал Московской Патриархии. 1988. № 9. С. 53.
[25] Освящение храма во имя преп. Симеона Столпника при больничном приюте для монашествующих в Даниловом монастыре в Москве. М., 1903.
[26] Зеленская Г. М. Иконы Московского Свято-Данилова монастыря. М., 1990 (в печати).
[27] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж. 1925. С. 92, 262.
[28] Комаров Е. Строительство продолжается: Беседа с архитектором Ю. Рабаевым, руководителем коллектива проекта Патриаршей резиденции в Даниловском монастыре // Моск. церковный вестник. 1987. № 9. С. 1.
[29] Московский Данилов монастырь. М., 1988. 64 с.: ил.
[30] Московский Свято-Данилов монастырь: Набор из 18 акварелей с текстом и одной вкладкой / Художник Е. Д. Ключевская. М., 1989.
[31] Данилов монастырь: века минувшие, день сегодняшний // Моск. правда. 1988. 21 февр.
[32] Посещение Р. Рейганом Свято-Данилова монастыря // Сов. Россия. 1988. 31 мая.
[33] Макаров М. И. Из жизни (Даниловцы): Воспоминания. Машинопись. М., 1985.
[34] Правда. 1922. № 79.
[35] Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж, 1977. С. 341, 346-347, 574-576.
[36] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.
[37] Вопросы истории. 1990. № 7. С. 164-166.
[38] Московский Данилов монастырь в XVIII в. // Паламарчук П. Г. Москва или Третий Рим? М., 1991. С. 66-91.
[39] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 50.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Тосканский ордер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Богоявления Господня в Еськах"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2017 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет