Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Алексеевском

 
Учетная карточка
         
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Алексеевском

Обиходные названия

Тихвинская церковь

Тип постройкицерковь
Дата постройки последнего здания1673-1680   (см. постройки той же эпохи)
Архитекторы
1673-1680:Тихонов Ф.
1848:Быковский М. Д. - перестройка (придел(ы))
Персоналии
Историческое исповеданиеПравославная
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статусдейств.
Современный адресМосква, просп. Мира, 130
Телефон(495) 683-43-44
Webhttp://tihvinskiy.ru/
См. также
Изображение
Тихвинская церковь в Алексеевском, в Москве.
Тихвинская церковь в Алексеевском, в Москве.

Дата съемки: 26 марта 2016 года
Фот. Иванов Дмитрий Владимирович

всего изображений в галерее: 63

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.818173°N   37.644301°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки6 мая 2008 года
Дата обновления карточки26 ноября 2015 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 70-74
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском при Алексеевском кладбище
ул. Церковная горка, 26а
"Первоначально здесь было сельцо Копытово (по речке Копытовка), в 1586 г. принадлежавшее Д. М. Черемисинову, потом М. Путилову, а в 1621 г. пожалованное князю Д. Т. Трубецкому. До 1655 г. им владела А. В. Трубецкая, а после ее кончины Копытово перешло на великого государя. Здесь был построен деревянный дворец для царя при его походах к Троице, разобранный в 1801 г., Копытово стало селом Алексеевским, когда в нем в честь ангела царя была выстроена церковь Алексея Человека Божия, прибывшая в окладные книги в 1648 г. В переписных книгах она показана уже в 1646 г. каменной, но стоящей "без пения". В 1680 г. ее разобрали для построения новой, построенной на том же вновь сооруженном подклетном этаже, на котором тогда была выстроена и другая церковь Тихвинской Богоматери. Обе они были окружены открытой ходовой папертью на арках, но между южной стеной Алексеевского храма и северной Тихвинского была свободная площадь шириною в 2-3 сажени. В 1824 г. Алексеевскую церковь разобрали, а материал употребили на постройку колокольни Тихвинской.
В конце XIX в. в воспоминание первой церкви села в Тихвинском храме был устроен Алексеевский придел.
Тихвинский храм строился с 1673 г., освящен торжественно с крестным ходом из Кремля в присутствии царя 31 октября 1680 г. Главный иконостас середины XVIII в., стенопись середины XIX в. Старые иконы в иконостасе записаны. В трапезной на средства купца Константинова в углах не под хорами поставлены придельные алтари преп. Сергия и св. Николая; архитектор М. Д. Быковский, освящение было 23 мая 1848 г. Придел Апексеевский устроен по южной стороне хор в 1890-х гг.; около 4 ноября 1917 г. в симметрии с ним под другим восточным концом хор устроен придел мч. Трифона. Около 1922 г. в подклете устроена церковь Воскресения Христова, иконостас которой взят из одной закрытой домовой церкви, а имя выбрано в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI-XVIII вв."[2]. На месте упраздненного Воскресенского придела до 1980 г. находился свечной завод Патриархии, затем выведенный под Москву в Софрино.
"Колокольня 1824 г., внутреннее убранство середины XIX в."[7].
"В XVII в. село Копытово на речке Копытовке, притоке Яузы, принадлежало князю Д. Т. Трубецкому. Когда царь Алексей Михайлович построил в этом селе "путевой дворец", вдова князя соорудила близ него каменную церковь во имя ангела царя Алексея человека Божия, и село с тех пор - с 1647 г. - получило название "Алексеевское". В 1676-1682 гг. рядом была построена новая церковь Тихвинской Богоматери с приделом Алексея человека Божия. Это здание сохранилось до сих пор, а обветшалый храм 1647 г. был разобран в 1824 г."[5].
"Владельцы села: Трубецкие 1621-1670; с 1670 г. - дворцовое"[7].
"В храме старинный иконостас в 5 ярусов. В трапезе каменные хоры на круглых столбах. В северной стене железная дверь ведет в царские моленные, одну летнюю, другую зимнюю с изразцовой печкой"[3].
"Из большого комплекса, состоявшего из двух храмов и деревянного дворца для походов в Троице-Сергиеву лавру богомольного царя Алексея Михайловича, до нас дошла одна лишь церковь... К храму примыкает двухэтажная трапезная, сохранившая внутри своеобразную галерею на аркаде, сделанную для перехода из трапезной во дворец, о чем свидетельствует наружный портал на северной стене. Сохранилась изразцовая печь, замечательная красотой своих орнаментов и многоцветной поливы"[4].
"В начале XVII в. Алексеевское называлось "сельцом Копытовым Московского уезда Васильцова стана" и принадлежало боярам князьям Трубецким. Один из владельцев возвел здесь большую каменную ц. Алексея человека Божия, и с тех пор Копытово стало называться селом Алексеевским. Существующая ныне Тихвинская церковь в значительной степени повторяет первоначальную Алексеевскую. Основная часть храма - "четверик" - покоится на мощном подклете, площадью значительно превышающем площадь самого храма и образующем "гульбище" - открытую широкую галерею, опоясывающую храм с трех сторон. Четверик завершается двумя сплошными рядами кокошников, а третий, прерывающийся ряд, представляет собою подножие пяти куполов. В алтарной части выступают 3 абсиды.
Петр I, будучи юношей, возвращаясь с матерью и братом Иваном из Троице-Сергиевой лавры в Москву, был встречен здесь большим отрядом стрельцов, пришедших к царскому дворцу на церковный двор и сказавших, что явились с повинной, принеся в доказательство раскаяния топоры и плахи. Все они получили помилование.
В дальнейшем храм представлял собою одну из главных и непременных остановок царских "походов" в Троице-Сергиеву обитель. До сих пор превосходно сохранились особые небольшие помещения в юго-западной и северо-западной частях храма, которые были моленными царя (направо) и царицы (слева). Они имели самостоятельные входы с гульбища и окна внутрь храма. Часть помещения занята круглой печью XVII в. работы отечественных мастеров, украшенной великолепными поливными изразцами. Некогда рядом с храмом стоял деревянный царский дворец, отмеченный Карамзиным. Весьма скромно обставленный, он был разобран за обветшалостью, как и ц. Алексея, в начале XIX в. На северной стороне трапезной поныне виден замурованный портал, который заканчивается внутри переходом из дворца в церковь.
Храм украшен внутри подковообразным балконом на мощных столбах. Богомольцы имеют возможность в дни больших праздников размещаться там, наслаждаясь прекрасным видом на храм. Церковь обладает также великолепной акустикой.
Главная святыня ее - древняя Тихвинская икона Богоматери. Перед нею ежедневно совершаются молебны, особо торжественные по воскресным дням. Большим почитанием пользуется образ св. Николая на хорах. На престоле главного алтаря - старинный кованый крест с мощами св. Николая, дар одного прихожанина храма. Четыре придела расположены по два с каждой стороны от входа в трапезной; приделы Сергия и Николая покрыты драгоценными высокими резными сенями. Храм вмещает 3 тысячи человек, в 1954 г. ремонтировался под наблюдением настоятеля прот. А. Солертовского. По давней и никогда не прерывающейся традиции крестные ходы в Пасху и Успение Богоматери совершаются по широкой открытой галерее "гульбища"[9]."По народному преданию, царь Алексей Михайлович, охотившийся обычно в Сокольниках, остановился в этом месте для отдыха. Дворец, который был сооружен раньше храма по его приказанию в месте, приглянувшемся царю, стоял с восточной стороны его, к Сокольникам. В Дворцовых Разрядах 1674 г. можно прочесть, что 8 декабря царь со всей семьею выезжал "тешиться" (охотиться) в село Алексеевское, где также было "раннее кушанье".
В 1803 г. известный историк Карамзин нашел дворец столь ветхим, что в него небезопасно было входить, а в 1817 г. дворца уже не существовало: вероятно, он был разрушен и сожжен французами.
По преданию, церковь была освящена Патриархом в присутствии царя, который и преподнес храму в этот день Тихвинскую икону Богоматери. С течением времени храм подвергался внутри некоторым переделкам. Трапезная вначале была разделена на два этажа, и в верхний этаж слева от входа вела лестница (параллельная нынешней). В четырех углах трапезной, прилегающих к главному храму, были устроены одна над другой маленькие комнаты - моленные. Вход в нижние моленные был с террасы. Одна из нижних моленных (южная) как гласит предание, была царской.
В начала XIX в. храм пришел в такой же упадок как и дворец, и на его крыше и террасе выросли березки с травой. Осенью 1812 г. в Тихвинской церкви расположилась наполеоновская грабь-армия, превратившая главный храм в склад провианта, а трапезную - в конюшню. В 1824 г. по распоряжению Александра I церковь была возобновлена на отпущенные казною 18 тысяч рублей. Только в 1836 г. стены храма были впервые покрыты живописью. В конце 1840-х гг. был разобран потолок трапезной, и она стала одноярусной. От верхнего этажа до наших дней уцелели хоры, идущие вдоль южной, западной и северной стен. На хорах, огороженных точеными столбиками перил, сохранились старинные люстры. Тогда же в трапезной были устроены два придела, правый - во имя преп. Сергия и левый - св. Николая. В настоящее время в храме пять престолов. Позднейший из них (правый внешний) - Св. Алексия человека Божия, а левый внешний - св. Трифона; они сооружены в 1884 и 1917 гг.
Длина храма от притвора до стены горнего места - почти 37 метров. В 1945 г. производился под присмотром настоятеля о. Владимира Подобедова внутренний ремонт. Главная святыня - чудотворная Тихвинская икона - помещена в иконостасе рядом с местным образом Спасителя. В день празднования 26 июня икона извлекается для торжественного служения и обнесения кругом храма. Другая Тихвинская икона является местной"[6].
"Особо чтимой святыней храма является также точная копия пещеры Гроба Господня"[14].
"Красивы висячие подсвечники перед иконостасом с лампадами - бокалами розового стекла, подвесками в форме мечей и свисающими на цепочках крестиками. Стены храма украшены картинами из Ветхого и Нового Заветов, житий преп. Сергия и св. Николая. Из старинных икон примечателен образ Св. Алексия человека Божия (по всей вероятности, из древней церкви 1647 г. - П. П.).
Боковые приделы скомпонованы оригинально. Крайний левый не имеет вовсе северных дверей, а его южные двери являются одновременно северными дверьми соседнего. Вместе с тем их иконостасы не являются продолжением один другого и заметно отличаются по оформлению. Алтари внутренних приделов увенчаны красивыми резными куполами и распятиями, а их запрестольными стенами служат стеклянные перегородки, соприкасающиеся с нишами моленных в главном храме. Шесть круглых столбов трапезы, поддерживающих хоры, украшены медальонами - изображениями пророков и евангелистов"[6].
"23 апреля 1922 г. в храме было изъято 6 пудов 32 фунта 95 золотников серебра и 58 бриллиантов"[12].
В 1930-е гг. храм не закрывался. Колокола на колокольне сохранились, но долгое время не звонили. Разросшиеся деревья почти совсем скрыли церковь от обозрения - ныне видны одни купола, выкрашенные в голубой цвет с золотыми звездами. По современному преданию, в 1941 г. во время зимнего наступления немцев на Москву, перепуганный Сталин именно отсюда взял чудотворную Тихвинскую икону Богоматери, которую провез на самолете кругом города (вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина...)
С 1953 по 1984 г. настоятелем храма был известный прот. Александр Васильевич Солертовский[11].
При реставрации храма, проходившей в конце 1970 - начале 1980-х гг. под многочисленными слоями записей были открыты настенные росписи первоклассного качества; по мнению реставраторов, их автором является известный Д. Скотти.
Храму принадлежала часовня Бориса и Глеба, стоявшая рядом на Ярославской дороге; ныне она уничтожена. Церковь вместе с "оградой и воротами XIX в." стоит на государственной охране под № 183[10].
 
[1] Александровский, № 68.
[2] Рукопись Александровского, № 360, 397 и 206 (ц. Воскресения в Ростокине).
[3] Захаров М. П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867.
[4] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 177-178.
[5] Сытин. С. 754.
[6] Александров Г. Тихвинская, что в селе Алексеевском, церковь // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 10. С. 41-44.
[7] Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 6.
[8] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Радонежская десятина. М., 1887. Вып. 5. С. 5.
[9] Журнал Московской Патриархии. 1957. № 2. С. 21-25.
[10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 22.
[11] Журнал Московской Патриархии. 1985. № 4. С. 25.
[12] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 264.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 508-509.
[14] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 31.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Апсида"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Александро-Ошевенский монастырь"

см. весь список

Из фондов проекта:
Музейные и архивные документы
Из фондов Красноярского краеведческого музея
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2018 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет