Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Собор Троицы Живоначальной

 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Собор Троицы Живоначальной

Обиходные названия

Троицкий собор ; Святотроицкий собор ; Свято-Троицкий собор

Тип постройкицерковь
Дата постройки последнего здания1697   (см. постройки той же эпохи)
Архитектор
1970-е:Якубени В. И. - реставрация
Историческое исповеданиеПравославная
Статуссохр.
Адрес на 1917 г.Тверская губ., г. Осташков
Современный адресТверская обл., Осташковский р-н, г. Осташков
Краткое описаниеКаменный пятиглавый пятипрестольный собор. Холодные приделы: Оковецкий и Пятницкий; теплые: Георгиевский и Никольский.
См. также
Изображение
Троицкий собор в Осташкове Тверской области.
Троицкий собор в Осташкове Тверской области.

Дата съемки: 30 Апреля 2006 г.
Фот. Красильников Юрий

всего изображений в галерее: 26

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 57.161510°N   33.102086°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Дата создания карточки23 сентября 2008 года
СоставительФилиппова Елена
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Материалы для статистического и исторического описания церквей и монастырей Тверской епархии. Т. 1: Успенский В. П. Статистическое и историческое описание церквей города Осташкова. Тверь, 1881, с. 13-17, 21-30
Троицкая Соборная церковь.
а) Статистические сведения.
Церковь эта каменная пятиглавая, квадратная, построена в 1697-м г. для крестьян патриаршей Осташковской слободы. В ней пять престолов: главный во имя Св. Троицы, придельные к нему: справа во имя Оковецкой Божией Матери, слева во имя Св. великомученицы Параскевы; в трапезе: справа во имя Св. великомученика Георгия, слева во имя Святителя Николая Чудотворца. Особенности архитектуры ее: железные выволоченные подворы у крыши главного храма, и под сводами с наружной стороны этого же храма ниши, в виде арок с живописными священными изображениями. Иконы нижнего яруса, как в главном, так и в придельных храмах и многие висящие на стенах украшены серебряными, с позолотою на некоторых, окладах. Перед местными иконами главного иконостаса серебряные лампады. Одежда на престоле в главном храме серебренная, устроена в 1796 г.; вместе с одеждою на престол устроена такая же одежда и на жертвенник; кроме того и царские двери серебряные, устроены в 1798 г. Иконостас сделан в 1852-м г. тщанием прихожан, а вызолочен на иждивение осташковского 1-й гильдии купца Н. К. Абабкова. При этом два резных Ангела Михаил и Гавриил, стоявшие прежде по бокам резного же изображения Господа Саваофа, что над царскими дверьми - были сняты, а изображение Господа Саваофа оставлено на прежнем месте; только лицо Его и одежды, которые были прежде оттенены приличными натуральному цвету красками, вызолочены. Местные иконы - старинные: они писаны, по всей вероятности, известными по хорошим иконописным работам в разных местах в конце XVII столетия, осташковскими иконописцами Потаповыми[1]. Колокольня соборная каменная, построена, по всей вероятности, между 1729 и 1783 г.; так должно думать потому, что вскоре после 1697 г., когда была окончена постройкою каменная соборная церковь, и именно с 1703 г. все каменщики вытребованы были на работе в С.-Петербург и с 1714-1729 г. было Высочайше воспрещено по всему государству, кроме С.-Петербурга, строит каменные здания. Большой колокол весом в 780 п. слит в 1847 г., второй колокол в 400 п. Ограда вокруг соборной и Воскресенской церкви каменная, с чугунною решеткою и с тремя разными готической архитектуры воротами, устроена с разрешения преосв. Гаврила в 1848 г.
Внутренние стены главного храма в соборной церкви отделаны живописью и алебастровыми лепными украшениями в 1774 г.; придельные стены украшены живописью в 1816 г. К украшению же соборного храма могут быть отнесены две высокой работы священные картины, писанные академиком Ильею Ивановичем Щетининым: первая "Принесение Исаака в жертву", вторая, "Ангел разрешает недоумение Праведного Симеона о возможности предсказываемого рождения Спасителя от Девы, обещая ему, что он сам увидит исполнение этого пророчества". Первая из этих картин пожертвована в собор самим Щетининым, а вторая коллежским советником С. Д. Ворониным.
Утварь и церковная ризница находится в хорошем состоянии: все необходимое и приличное для богослужения есть.
Причта при соборе по штату 1877 г. положено один протоиерей, три священника, один диакон и четыре псаломщика. Домы собственные есть: у протоиерея каменный, у двух священников деревянные, у прочих же членов причта ни домов, ни земли для постройки оных нет.
Земли при соборной церкви ни усадебной, ни пахотной, ни сенокосной, ни лесной нет. На содержание священно-церковнослужителей получается: 1) по числу сельских при соборе жителей жалованья от казны 366 р. в год; 2) процентов с разных билетов 208 руб. 87 1/2 коп., 3) денежного дохода из братской кружки 1708 р. 60 к. и в пользу собственно церкви внесено разными лицами капитала 2265 р.
Из кошельковых сумм церкви вносится: а) 25% сбора на потребности по учебной части 250 р., в) на воспособление наставникам семинарии 30 р., с) на содержание четырех параллельных классов семинарий 15р.; соборный же причт на содержании местного духовного училища вносит 30 р. в год.
К соборной церкви принадлежать следующие здания: а) каменная с южной стороны колокольни ризница, устроенная в 1854 г. на иждивение купца Н. К. Абабкова; б) каменная с северной стороны сторожка, устроенная в 1868 г.; в) каменный с западной стороны сарай для помещения дров и других принадлежностей церковных, устроенный в 1872 г.; и наконец, г) каменная лавка в гостином дворе, с которой получается доходу в год 100 р.
Приписных к соборной церкви других церквей нет; но есть в приходе одна деревянная на каменном фундаменте четырех угольная часовня в деревне Емше, длинною и шириною внутри 7 аршин; она построена с давнего времени по благочестивому усердию жителей этой деревни, зданием крепка и стоит среди самой деревни. Богослужение в ней совершается 2 раза в год, именно: всенощное бдение накануне праздника преп. Пафнутия Боровского и накануне праздника св. мученицы Праскевы.
Кроме того в память спасения жизни Государя Императора 4 апреля 1866г. совершается с разрешения Епархиального начальства крестный ход из собора в эту часовню.
К соборной же церкви принадлежать два каменных столба: один на северо-восточной стороне собора в 77-м квартале на берегу озера Селигера, второй на северной стороне от собора в 76-м квартале также на берегу озера Селигера. На обоих из них в особо устроенных местах поставлено по 4 живописных образа за стеклами, в киотах; при первом из них в отдание праздника Успения Божией Матери, а при втором в отдание праздника Живоначальной Троицы совершается молебствие с водоосвящением.
В приходе соборном в доме умершей помещицы вдовы тайного советника Марии Федоровой Козиной устроена домовая церковь с разрешения Св. Синода, которая и была в июле месяце 1855 г. освящена; при ней особого причта не положено, а богослужение по временам отправляется соборными священно-церковнослужителями. Все в ней стоит на отчете владелицы дома, госпожи Коптевой; утварью достаточна.
Прихожан при соборной церкви и в городе, и в деревнях 885 дворов. душ мужского пола 3361, женского 4018.
б) Исторические сведения.
О Соборной Троицкой и Воскресенской церквах.
Обе эти церкви построены почти в одно время и судьба их была почти одинакова. Исторические сведения об них следующие:
Нет сомнения, что в XIV столетий на острове Кличне, который находится ныне близ Осташкова, в одной версте, был Московский городок с полным устройством управления окрестными селениями и с церковью во имя св. великомученика Георгия Победоносца. Новгородцы некоторое время терпели существование этого городка, но в 1393 г. по раздорам с Великим Князем Василием Дмитриевичем, разорили этот городок[2].
Жители Клична, по разорении его, стали селиться на полуострове, занимаемом ныне Осташковом, и в XV столетии составили из себя две слободы, собственно Осташково, другую Тимофееву. Есть основание думать, что первая из этих слобод, собственно Осташково, поступила в собственное владение Московского Митрополита в то время, когда Московской митрополию управлял Митрополит Геронтий т.е. в 1478-1489 годах. Другая слобода - Тимофеева в 1500 году подарена была князем Волоцким и Ржевским Федором Борисовичем Волоколамскому Иосифу монастырю. После перехода в показанное владение, первая слобода стала называться Митрополичьей, а с 1589 г. Патриаршей, с 1721 - синодальной; а вторая - Иосифовской. В конце XVI столетия в Осташковской патриаршей слободе упоминается церковь св. великомученика Георгия; быть не может, чтобы не было отдельной церкви в слободе Иосифовской.
Близость к Литовской границе, которая начиналась в Бельском уезде Смоленской губернии, вынудила жителей Осташковских слобод возвести в 1587 г. для своей защиты укрепление; но это укрепление не спасло слобод в последствии от ужасов Литовского погрома: в 1608 г., по примеру своего воеводы Митрофана Ивкова, осташковцы целовали крест Тушинскому вору; в 1609 г. сдались присланному Скопиным русско-шведскому отряду и принесли Василию Ивановичу Шуйскому повинную; в том же 1609 г. Осташков занят был поляками, но начальник французов, приведенных шведом Эдуардом Горном Пьерр де ля Виль, выгнал поляков[3]. Поляки пытались было и в 1610 г. овладеть Осташковом, но встретили со стороны жителей и гарнизона сильное сопротивление и отступили. В Осташковских слободах от разорения Литовских людей запустело 15 дворов церковных и 238 крестьянских. Когда в 1624 и 1625 годах составлялись писцовые Осташковские книги, то оказалось, что в Патриаршей слободе была только церковь св. Николая Чудотворца деревянная клецки, теплая; и место церковное бывшей в конце XVI столетия в той же слободе церкви Георгиевской; а в Иосифовской слободе церковь Воскресения Христова, деревянная же и клецки, - строение мирских людей. Церковь Никольская потом упоминается и в 1627 г.; вскоре, должно полагать, восстановлена была и церковь Георгиевская; в 1631 г. она уже существовала.
Население слобод Осташковских в переписных книгах 1646 и 1647 годов обозначено так: "в патриаршей слободе находилось в показанные годы торговых и всяких ремесленных людей и рыбных ловцов 158 дворов, а в них 310 человек; в Иосифовской - торговых и ремесленных людей и рыбаков 202 двора, в них 415 человек."
В 1654 году при Воскресенской церкви Иосифовской слободы были два придела: один во имя Успения Пресвятой Богородицы и другой во имя Рождества Иоанна Предтечи.
В 1670 году 10 октября продана из Ниловой Пустыни в Осташков в Патриаршую слободу деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, взято 30 рублей; это заставляет предполагать о существовании в Осташковской Патриаршей слободе, кроме упомянутых уже н ней церквей Георгиевской и Никольской, еще и другой церкви.
В 1676 году в Иосифовской слободе существовала еще церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя св. Апостолов Петра и Павла. И эта церковь с показанным приделом и церковь Успения с приделами, так же как и церкви патриаршей слободы Георгиевская и Никольская, были в это время деревянные.
В 1676 г. 22 сентября ночью в Осташкове произошел сильный пожар, сгорело много домов и церкви в Патриаршей слободе Георгиевская и Никольская, в Иосифовской - Воскресенская и Христорождественская с приделами; сгорело также и деревянное укрепление. Указом Великого Государя из пушкарного приказа, от 25 октября 1678 г. на имя патриаршего приказного Корнилы Сурмина повелено было вновь строить крепость, как и прежде строили, т.е. "жильцами обеих Осташковских слобод и крестьянами Ржевского и Новгородского уездов как помещичьих, так и монастырских вотчин, жившими на 70 верст от Осташкова".
Назначение крепости было - служить окрестным жителям местом укрытия и защиты, в случае нападения неприятелей на Осташковский округ. Строение крепости продолжалось три года и распределялось по четям или вытям; на каждую четь или четверть живущего населения полагалась известная часть постройки и доставка строительных материалов. Обыкновенно принимал лес и давал отпись в приеме определенный из бояр "горододелец". Отстраивать на известную выть, за определенную плату, стену подряжались пушкари и стрельцы того города в котором строилась крепость, а строить башню крепкую подряжался "воротник". Крепость эта была устроена на небольшом природном возвышении, которое составляет северо-восточную оконечность мыса, занимаемого Осташковом, и имеет вид треугольника. Возвышение это и теперь заметно. Стена шла по окраинам возвышения на протяжении 280 сажен.
Возле стены был глубокий ров. По стене в разных местах стояли башни, из коих некоторые были проезжие[4]. Главные из проездных башен находились на южной стороне при въезде в город с большой Ржевской дороги: под нею были ворота и над воротами Икона Смоленской Божией Матери, по выражению письменного документа 1724 г. "моление осташковских жителей". Внутри крепости находились: палатка с боевым снярядом, воеводский двор, приказная изба, пушкарские дворы и осадные дворы разных вотчин как духовного, так и гражданского ведомств, находившихся в окрестностях Осташкова. В погребе хранились, кроме зелейной и свинцовой казны, еще пищали и ядра, железные и каменные.
Две главные тогдашние осташковские церкви, во имя Георгия Победоносца и Рождества Христова, находились внутри крепости[5]. Эти церкви вскоре же после пожара 1676 г. 22 сентября были устроены вновь по благословению и грамотам патриарха Иоакима на тех же местах и тоже деревянные; но в 1685 г. грамотою того же Патриарха дано было благословение для патриарших крестьян построить вместо деревянной каменную церковь во имя Рождества Богородицы с приделом св. великомученика Георгия. Такая же вероятно грамота на построение вместо деревянных одной каменной церкви дана была около того же времени и в Иосифовскую слободу. Каменные церкви и были вскоре построены; и церковь для иосифовских крестьян получила прежнее наименование церкви Воскресения Христова с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи; а церковь для патриарших крестьян получила новое наименование Святой Троицы, удержав прежнее наименование св. великомученика Георгия и св. Николая Чудотворца только для своих приделов. Бывшая деревянная церковь иосифских крестьян Христорождественская с приделом св. Апостолов Петра и Павла упразднилась. Главные престолы в новопостроенных каменных церквах освящены Тверским Архиепископом Сергием, - престол Воскресения Христова в 1689 г., а престол св. Троицы в 1697 г.; престолы приделов в Воскресенской церкви - игуменом Ниловой пустыни Пахомием.
При первоначальном построении каменных церквей трапезы в них сделаны были тесные, по ширине одинаковые с главными храмами и не длинные; с течением времени, по обширности приходов, они распространены и в ширину и в длину. В Воскресенской церкви это распространение сделано было в 1748-1751 годах, в соборной в 1748-1760 годах. Сверх того, в обеих церквах для расширения главных их храмов устроены с боков по одному приделу, в Воскресенской в 1750-1758 г., в соборной в 1760-1772 г.; причем в соборной церкви расширен еще алтарь главного храма. При этом распространения и пристройках приделы в трапезе соборной церкви и правый придел Воскресенской церкви сохранили прежнее название, а левый придел в трапезе этой последней церкви, имевшей прежде название Иоанна Предтечи, получил название Рождества Христова, в честь которого было до пожара 1676 г. особенный деревянный храм в Иосифовской слободе. Вековые приделы главных храмов получили название: в Воскресенской церкви правый во имя Рождества Иоанна Предтечи, в честь которого постоянно существовал придел при Воскресенской церкви до 1750 г., в трапезе той церкви, а в этом году переименован во имя Рождества Христова; левый - во имя Преподобного Иосифа Волоцкого, коего монастырю принадлежала с 1500 г. приходская слобода Воскресенской церкви Иосифовская и коего память была следовательно празднуема в помянутой церкви с давнего времени; - при соборной церкви левый придел назван был во имя св. мученицы Параскевы, память коей была тоже с давнего времени празднуема в Георгиевской церкви 28 октября и особенно в десятую по Пасхе пятницу, даже с крестным ходом вокруг крепости: правый во имя Рождества Богородицы, в честь какого праздника дано было благословение, как выше сказано, в 1685 г., от Патриарха Иоакима, вместо прежней деревянной Георгиевской церкви построить новую каменную. Приделы Георгиевский в соборной церкви, Успенский и Христорождественский в Воскресенской церкви по распространении их предписано было в 1751 г. освятить игумену Ниловой пустыни Владимиру; алтарь главного храма в соборной церкви в 1766 г., архимандриту той же пустыни Феодосию Доброму; боковые приделы, левый во имя великомученицы Параскевы предписано в том же году освятить строителю Житенного монастыря Амвросию Потемкину; - правый во имя Рождества Богородицы в 1773 г., протоиерею собора Симеону Иванову Верещагину. Алтарь правого бокового придела соборной церкви во имя Рождества Богородицы, по неимению при соборе особого помещения для ризницы, обращен с течением времени в ризничную палатку, которую и заменял до 1852 г.; а в этом году, по причине устройства при колокольне особой палатки для ризницы, опять обращен в алтарь придела, но с переименованием во имя Оковецкой Божией Матери.
Старинные иконостасы и в соборной и Воскресенской церквах в главных храмах были прямые, так называемые деисусные, с рядами над местным иконами двунадесятых праздников, Апостолов, Пророков и Праотцов; с резьбою на столбцах и царских дверях; резьба эта на столбцах нижнего яруса была, по тогдашнему употреблению, "виноградом", на столбцах верхних поясов - цированными травами, на царских дверях - сквозная, входившая тогда в употребление и называвшееся почему-то белорусскою. Иконостас в Воскресенской церкви был по резьбе вызолочен, а по глади высеребрен; а в соборной - и резьба и гладь были вызолочены. Впрочем, еще с половины XVIII века, благодаря давнему знакомству в Осташкове и с столярным с резным мастерством, начали появляться в резных украшениях иконостасов и других предметов в храмах следы новизны в рельефных вырезках ангелов, святых и целых священных событий; так в соборной церкви по описи 1759 г. значатся царские двери главного храма с резными рельефными изображениями Тайной Вечери с Ангелами, и над ней Благовещения; над царскими дверьми повыше Св. Духа в виде голубя в сиянии, резной рельефный образ Господа Саваофа в облаках с двумя по бокам стоящими резными ангелами. Как в соборной, так и в Воскресенской церкви в алтарях главных храмов над престолами устроены были сени резные с живописными изображениями на них коронования Божией Матери и с резными, стоящими около престола и как бы поддерживающими сень - в собор ангелами, а в Воскресенской церкви - Евангелистами, и с резными же вверху по углам сени в той и другой церкви ангелами.
Помянутые царские двери в конце прошлого столетия переданы с село Оковцы Осташковского уезда, где и стоят доныне в иконостасе главного храма; а в соборе устроены в 1798 г. новые царские двери серебряные, местами вызолоченные. Сень главного алтаря соборной церкви и стоявшие ангелы вынесены, вероятно, со времени переделки этого алтаря в 1760-1766 годах; такая же сень и стоявшие около престола - главного алтаря в Воскресенской церкви Евангелисты и наверху по углам сени ангелы, вынесены из алтаря и убраны, как говорят старожилы, по словестному приказанию бывшего Тверского Архиепископа Григория, который видел в этих рельефных лицевых изображениях следы католического направления. Самый образ коронования Божией Матери, бывший на этой сени, стоит теперь на колонне Успенского придела с южной стороны.
В замен этих старинных иконостасов и в соборной и в Воскресенской церквах устроены нынешние иконостасы.
В старину (в 1747 г.) ограда вокруг соборной и Воскресенской церквей была деревянная; расстояние ее от церквей местами было очень малое, именно 8 арш. 5 верш. Распространить ее не дозволяли прилегавшие очень близко к церквам частные строения. Когда Осташков в 1772 г. сделан был городом и строения предписано было производить по новому плану, около помянутых церквей в плане назначена была довольно пространная площадь и, по уничтожении остававшихся еще на этой площади после пожаров 1792 и 1799 годов старинных строений, предпринято было в 1820 г., по благословению тогдашнего Тверского Архиепископа Филарета, строить каменную ограду с башнями вокруг всей церковной площади, по плану утвержденному в 1810 г. Тверским Генерал-Губернатором, Принцем Георгом Голштейн-Ольденбургским. При построении этой ограды употреблены были в дело, между прочим, и три принадлежавшие церквам соборной и Воскресенской старинные каменные погреба; ограда эта доведена была до половины; но потом строение ее остановлено и прекращено. Недоконченная строением ограда стояла неприкосновенною до 1848 года. В этом году испрошено было у Преосвященного Гавриила разрешение старую недоконченную ограду разобрать и вместо ее построить новую вокруг только церквей, не захватывая церковной площади, или буйвища, и решетчатую, вместо прежней глухой, или сплошной, и годный к строению кирпич старой ограды употребить на новую, которая в нынешнем виде и была построена. После того, на оставшейся вне этой ограды площади, или буйвище, разведен в 1854 г. общественный сад, называемый Воскресенским. Линию прежней ограды указывают несколько - на северо-западной стороне - маленькая, оставшаяся от этой ограды, каменная башня, стоящая против подворья Ниловой пустыни, - на западной и южной - старые большие березы, стоящие между молодыми деревами по западной и южной окраинам Воскресенского сада.
 
[1] Потаповых было пять братьев: Макарий, Илья, Гавриил, Фома и Василий; Макарий, должно полагать, был старший из братьев и едва ли писал иконы для осташковских церквей, так как работы его иконописные упоминаются между 1670 и 1678 годами, когда осташковские каменные церкви еще не начинали строиться. Работы Илии и Фомы упоминаются в 1681 и 1682 годах; работы Фомы вмести с Василием в 1699 году, работы Гавриила в 1690 году. И потому, судя по времени строения помянутых церквей, работы написания икон в них должны указать на четверых из них, кроме Макария.
[2] Смотри Собрание полных русских летописей, том. VIII, 61-63.
[3] Костомар. Вест. Евр. 1866, III.
[4] На местах, где во время существования крепости были проездные башни с воротами и над ними образа, стоят теперь каменные башни с образами; самая большая из них в Воскресенской улице на валу, называвшееся так же вальским столбом, построена в 1784 г.; другая на северном конце этой же улицы в 1809 г.
[5] В 1711 г. пожар вновь истребил крепостные здания Осташкова, кроме обеих церквей и палатки, после этого крепость не возобновлялась.
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Закомара"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Долгом"

см. весь список

Из фондов проекта:
памяти Сергия Радонежского
Преп. Сергий Радонежский примиряет благоверных князей Димитрия Донского и Олега Рязанского.
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2018 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет