Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 13 мар 2025, 12:32

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Монастырь Флорищева пустынь в п.Фролищи (Нижегородская обл.)
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2007, 18:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 ноя 2007, 18:33
Сообщений: 3
На сайте Троице-Сергиевой лавры в разделе библиотека имеется рукописная книга первой половины 19 века о Флорищевой Пустыни:
http://lavra.ru/manuscripts/medium.php? ... e=181-0002

Попытался произвести ее изложение (дословное, за исключением не существующих ныне букв алфавита). Кое-где встречаютя непонятые мною слова и выражения (обозначены(?)). Может кто-то пояснит или подскажет.
Ниже представлена первая половина книги, где описывается первоначальное строительство монастыря и деятельность его первого строителя Илариона:

Сокращенное описание
Флорищевой пустыни
С первоначального заведения ее до 1843 года,
выбранное
из разных историй, указов и грамот,
хранящихся в оной.

Сокращенное сказание

о монастыре успения Пресвятыя Богородицы, что в гороховских пределах на флорищевых горах, именуемом Флорищева пустынь: како исперва оная и кем основана, и чрез кого-то святое место бога прослави и поиму тако зовема Флорищева.
Флорищева пустыня первоначальное название получила от имени Флора бортника, который тут имел свое пристанище для ульев со пилами. И сей Флор, задолго до заведения монастыря на горе сей по утрам неоднократно слышал дивный звон, что и сказывал со удивлением товарищам своим, также пилякам Михайлу и Илие, неподалеку от него в том лесу жившим, на горе Мишиной и Илькиной зовомых. Такой же чудный звон слышали неоднократно и прочие окрестных селений рыбаки и пиляки, и обоняли некое благоухание, и ощущали на том месте некую таинственную и непонятную радость. Расстояние сия пустыня от губернского града Владимира 183 версты, а от уездного города Гороховца 24, и построена на горе при реке Лух.
Первый обитатель пустыни сея из монашествующих был старец схимник Мефодий. Сей богоугодный муж при флорищевой горе сначала один, а потом, собравши малую братию, жил восемь годов. В лето 1651 марта 9 по грамотам Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Иосифа Московского и всея России построил на горе сей первоначальную церковь деревянную во имя успения Божия матери с приделом преподобного Ефрема Сирина. Скончался в 1654 году во время бывшаго морового поветрия, и погребен в сей пустыни, о годе же его и месте пострижения достоверных сведений не имеется.
Первый строитель и основатель общежития Флорищевой пустыни был иеромонах Иларион: в миру имя ему было Иоанн; родился в царствование благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России Самодержца великом Нижнем нове-граде в лето 1632 от родителей благочестивых. Отец его именем Анания, саном Пресвитер, находился прежде при церкви Зачатейского девича монастыря в Нижнем нове-граде, а потом в селе Кирикове в пределах того же Нижнего нова-града: был мирянин добродетельный, такову же имел и супругу, именем Меланию, которая по рождении довольных чад, наконец родила и сего великого Святителя Илариона. Сии благочестивые родители, воспитывая его, с возрастом лет насаждали в нем страх Божий, и старались, чтобы более и более взрастало в нем семя благочестия. Таковое намерение и желание сих родителей вознаграждалось с самого его младенчества, ибо отрок Иоанн свыше одарен был остроумием и необыкновенной памятью, скоро и ясно мог понимать все то, сто ему родители преподавали. В четвертое лето возраста своего был он таков, что читал и пел хорошо, и мог стихиры сказывать по клиросам, и оказывал ревность к Божественной службе; убегал детских игр, любил больше заниматься чтением священных книг: родители его, видя таковые необыкновенные в нем плоды юности, утешались и славили Бога; но недолго они вкупе радовались; ибо на пятом году возраста Иоаннова, мать его Мелания по Христианском напутии скончалась.
По смерти матери, отец его Анания, зря пред собой смерть супруги своей, воображал скорую и себе. Почему спустя три года, по управлении домашних нужд, оставив дом чадам своим, удалился в обитель, недалече сущу Всемилостивого Спаса, что на Юже; взял с собою и юнейшего сына своего Иоанна, и пострижеся в монашество, и вместо Анания наименова Антонием. Сим временем Иоанн, по убеждению братий своих в селе Кириково вступил в супружество, и поживши в сим состоянии полтора года девственно, овдовел. За добродетельную же его жизнь в лето 1652, по повелению Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича вызван был в Москву на Патриарший престол по смерти Святейшего Патриарха Иосифа. И когда пал жребий на него Антония быть Патриархом, то он по старости своей уступил оный Никону, митропаолиту Новгородскому. Благочестивейший же царь Алексей Михайлович, не пререкая его воли, одарил его царскою милостию, отправил с честью в свою обитель, которой он не достигши, на обратном пути в селе Кирикове скончался; а когда был он на одре болезни, то яко благочестивый отец, оставил чадам своим не юогатство и славу, а единое благословение, научал их твердой в Господа вере и упованию, моля Его о будущем их благосостоянии, а сына юного Иоанна, вручая на служение Богу; заповедовал ему, да отрекися мира, посвятить себя Ему и рече: «чадо любезное, Иоанне! К тому уже ты не ищи покоя на Земле, и да не прельстишся вторым браком сочеташися; понеже Бог предвизбра тя в монашество. Когда брадою обрастеши, в монашество да идеши: к сему же в меньшей обители или пустыни ищи себе покоя, понеже в великой не обрящеши: предаю же тя Божией Матери; она тебе мати и хранительница живота твоего до конца да будет. Что Иоанн по смерти родителей своих и желал исполнить вскоре, но младость лет удерживала его еще у братьев своих, из коих один больший брат Петр пресвитер, по некоему случаю переселясь в стольный град Москву, взял с собой и Иоанна, и отсюда послан он был братом своим Петром в село Кириково за нужным ему делом, что он исправив, услышал от некоего клирика, именем Василия, о пустынном месте, весьма удобном ко спасению, в Гороховском уезде на Флорищевых горах, на которых уже имелось хотя немного, но богоугодной жизни подвижников. Иоанн с горящим духом посетил тех пустынножителей, коих тогда было токмо четыре: жили они в двух кельях, питались от трудов рук своих, и преспевали в добродетелях, по примеру древних св. Отцев. Сии приняли Иоанна во убогие свои обиталища с любовию, и чем могли учреждали его пустынною своею трапезою, служа юному сединами украшенные. Первоначальный старец Мефодий, имея дар прозрения, провидя Божию благодать на Иоанне, много вествовал к нему о пользе души, много наставлял его, да хранится от соблазнов мира, похотей плоти и сетей диавола, и склонял его к иноческой жизни: и видя во Иоанне желание духовное, рече: «если ты обещаешься к нам приити жить, то мы для тебя состроим небольшую церковь». Иоанн же обещался и пребыл у них несколько дней, наслаждался равноангельскою беседою подвижников, таки возвратился в село Кириково, и потом прииде в Москву к брату своему Петру. Здесь Иоанн троекратно был искушаем мыслями вступить во второй брак, и троекратно был наказан слепостью Оков; дважды он испрашивал себе от бога света Оков; во втретий же со многими слезами и стенаниями, ходатайством великого и теплого молитвенника, Христова угодника преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, при гробе его получил прозрение. Тут он вторично дал обещание жить во Флорищевой пустыне, и преподобный, явившись ему в сонном видении, предсказал ему, что обещание ему исполнится, и аз ти рече, тамо буду помогати. Итако Иоанн, получа у гроба преподобного Сергия очес прозрение, возвратился паки ко своему брату в Москву, радуяся и благодаря Бога, и прославляя Его угодника преподобного Сергия.
Недолго пожив у брата своего, отыде в град Коломну к Епископу Павлу, иже бе его супруги Ксении брат родный. Сему Иоанн открыл свое желание, приключения и данные Богу обеты, и просил на исполнение оных благословения; но Епископ Павел зная, сколь трудна жизнь пустынная, увещевал его быти в своем Архиерейском доме, и склонял его к принятию пострижения. Иоанн повинулся его совету потому наипаче, что во Флорищевой пустыни в то время не было Иеромонаха, от него жебы пострищеся, итако 1653 года лица Декембрия 11 дня пострижеся и переименован вместо Иоанна Иларион на 21 году от своего рождения, и того же года Марта 12 рукоположен тем же Епископом Павловом во Иеродиакона, и определен в Архиерейском дому ризничим. Сию должность он проходил рачительно и благочестно.
Когда же Епископ Павел за свое упорство противу исправления книжного, был вскоре сослан в Новгородские пределы; тогда Иларион немедля пойде во Флорищеву пустынь, к которой приближаясь с великою радостию, и восхищен бывши духом, услышал некий чудный звон, исходящий из того места, где обитали известные ему иноки: таже показася ему великое каменное здание обители в таковом величии, каково ныне всеми существенне зрится. И как желает елень на источники водные: тако и он от исполнения духовныя радости быстро течаше непроницаемыми лесами, и тако многотрудное поприще претек радуяся и достиже Флорищевой горы месяца Сентября 3 дня 1653 года; но каменного здания и звону не обрете: все сие сбылось в последствии.
И как только узрел старец Мефодий Илариона, к ним идуща, и от духовныя радости плачуща возрадовался и благодарил Бога; встретил его яко Ангела Божия и целова его лобзанием святым, яко же подобает таковому богодухновенному и сединами украшенному старцу. Видя же блаженного Илариона смирение и кротость, благоразумие и всякое искусство, зело радовашеся и благодаряше Бога и прия его в свою обитель любезно, яко истинного раба Божия: такожде и вся братия пустынножителие вельми о нем утешахуся и славляху Бога, яко сподобишися таковаго служителя и раба Христова иметь себе купножителя и сподвижника могущаго правити тою их церковию первоначально ими устроенною, на которую предзнаменательно прилетевши три орла велики, сидели на верху оной, и по-немногом часе возлетели на высоту безмерную, и тако скрылись от очей зрителей: что яве прообразовало на сем месте славу единаго Триипостанаго(?) Бога.
Старец Мефодий утверждая юнаго инока во благочестии и чистоте и водружая во его сердце страх божий , глаголаше: «внимай себе, брате, и будь верным образ словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою: ибо хотящу Богу, место сие святое имать тобою прославится». Иларион же слыша в сердце своем глаголы духа, начать житие добродетельное проходити, и труды к трудам прилагати, и Господу Богу всею душею и всем сердцем работати, и при добрых подвижниках скоро навЫк иноческой деятельной жизни, о чем духовный его старец Мефодий попремногу радовался и благодарил Бога. Желая же, дабы безкровная Богу жертва совершилась в церкви их, увещевали Илариона принять сан священства, он же не могий ослушаться, и нехотя повинуся воле их, - и тако вскоре приидеши в царствующи град Москву, тамо рукополежен бысть во Иеромонаха Святейшим Патриархом Никоном 1654 года Маия 22 дня, и возвратишися с духовною радостию во свою Флорищеву Пустынь, и того же года по просьбе их, приидеши из Вязников Игумен Моисей освятил первосозданную во имя успения Божия Матери церковь.
Преподобный же Иларион, приняв большой сан, а с ним новую силу и благодать, усугубил и подвиги иноческаго своего жития: каждодневно исправлял священнослужение, и каждодневно исполнял и правило келейное. Он полагал поклонов земных с молитвою Иисусовою по тысящи; изнурял плоть свою постом и борением; чрез день или чрез два, а иногда и всю седьмицу пребывал без пищи, многое имея сокрушение сердца и непрестанное воздыхание, а притом и для братии трудился, воду нося, дрова секий, и землю возделывая: в келии же всенощным бдением, псалмопением, преписыванием отеческих душеполезных книг и непрестанною молитвою к Богу восхождение в сердце своем полагаше: и таковыми и тому подобными делами благочестия снизиид(?) во глубину смиренномудрия, приобрел толь великий дар слез и умиления, что и не было у него такой молитвы в которой бы лице его не орошалось слезными струями.
Таковая строгая жизнь подвижников скоро повсюду уведана бысть в окружных местах; всех и каждого возбуждала к прославлению Отца Небесного; и потому со всех сторон потекли к преподобному ради душевныя пользы, иные же ревнуя его жизни поселялись с ним, а другие примеши пользу его учением возвращались с благословением во своя домы, и чмсло подвижников начало умножаться, и умножилось бы, если бы грехов ради наших, моровая язва, в то время бывшая, не воспрепятствовала. В сие время и во Флорищевой Пустыне вси первоначальная братия умроша моровым поветрием, переселились а Небесныя обители, и наставник Илариона схимонах Мефодий скончался. Сей при конце жизни своея наставлял ученика своего о терпении и уповании, и много увещевал, да не оставлять места Флорищевой Пустыни, и напоминал ему прежние его обеты, и представлял в пример скорби праведных, таже предсказал ему, что он сохранится от морового поветрия и тобою, рече, имать прославится место сие, и по нас имать собратися множество иноков, такмо потерпи ради Бога на месте сем неизсходно, и Бог поможет ти: итак мир дав и благословение, скончался о Господе.
Преподобный же Иларион, предав тела их погребению по долгу Христианскому, остася один с единым Богом молитвою беседуя; пожив же неколико время нача унывати от многообразных диавольских мечтаний и страхований, и изнемогаше духом; помянув же писанное в лествице, в конце первыя степени: яко горе единому, суще впадет в уныние, или сон, или разление, или отчаяние, и не будет его возставляющаго, а идете же два или три, собрани во имя мое, ту есмь аз во имя мое посреде их, глаголет Христос. И (?) изыде из из Флорищевой пустыни в Новгородские пределы за реку Оку, и поселился в Пустыне, отстоящей 15 верст от Лысинасиивой(?) веси: прожив же тамо неколико времени, зимою много нужды и бедствия претерпев от духов злобы, от мраза же и нестроения, паки возвратися во Флорищеву Пустынь с неким знаемым монахом Ионою, который и прежде морового поветрия жил во Флорищевой Пустыне, и приидеши поселились на прежнем своем месте, и начаша снова проходити жизнь подвижническую, труды к трудам прилагая, и яко же выше речено, поклонов по тысяще полагаше, и слезам от очию преподобнаго, яко потоком исходящим, и толико подвизася, яко один от древних отец.
Но недолго в неизвестности было пребывание их, недолго светильник сокрывался под спудом, ибо любители благочестивой жизни вскоре узнали, что Флорищевское место паки имеет подвижников, и потому стекались со всех сторон слушать учение преподобнаго Илариона, а другие, подражая его жизни, оставались при нем; преподобный же принимая их, даяше каждому примногое послушание, а других во иноческий чин постригаше. В то время прииде и клирик Василий, показавший сначала преподобному Флорищеву Пустынь, его же преподобный прия любезно, и по немногом времени облече его во иноческий образ, переименовав вместо Василия Вениамином; и бысть инок искусен и во добродетеле совершен.
Хотя Флорищева сия Пустынь отдалена от мирских селений, и путь лесами самый трудный и сбивчивый; однако народ богомольцев отвсюду собирались и приходили в оную пустынь: и потому преподобный Иларион, дабы не блуждали богомольцы, сам со братиею дороги прямые к селения прочищал, на реках же и топких местах и на истоках мосты мостил, которых сделал в разные стороны 18.
Потом соорудил три деревянные церкви, - одну во имя святыя Троицы, другую во имя успения Божия Матери, третью во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, по случаю явления их Преподобному на том месте, где ныне на святых вратах церковь Св.Апостол Петра и Павла. Во время строения св.церквей много потерпел Преподобный нужды; но Божия благодать не оставляла его: ибо Господь по вере и терпению его, то сам невидимо подавал, то посредством усердствующих обители все нужды восполнял, и в сонных видениях неоднократно являясь, утешал и даровал ему потребное количество на строение монастырской ограды сребра, и впредь недостаточная навершати обещал, и мастеровые люди сами незваные наутрие приидоша на созидание церкви преподобных Зосимы и Савватия. Построив церкви освятил их по благословению Патриарха Никона, и основав небольшую обитель, обнес оную деревянною оградою.
Еедаже(?) Благочестивейшаго Царя Алексия Михайловича и Святейшаго Никона Патриарха изыде во всея страны Российскаго Царства повеление, да старопечатныя книги в книгохранилище царское отдавати, новопечаныя же оттуду взимати, и в св.церквах по положенному в них чину пение и всякое последование совершати: тогда Преподобный Иларион приложил пост к посту и ко молитве множайшую молитву, яко да Господь Бог открыет ему о сем, аще ему достоит Царю и Патриарху в сем повиноватися; и некогда добре разсмотревши книги, нача служити по новоисправленному служебнику, да ниме, рече, открысть Господь в служении мне худому рабу. По совершении же божественныя и безкровныя жертвы, и по совершенном употреблении Божественных даров, узрел Преподобный кровь Христову, и обращая сосуд вокруг, узре внктри онаго тую же кровь Христову, и смутившись осем нача осматривати уста своя, мнящи яко от уст его сия истече, и поискавши на устах своих, не обрете ничтоже, исе глас бысть ему свыше: «Елико рече, обретеся крови внутрь чаши, толико же вне оной, тако разумей и о исправлении книжном, аще по прежнем или по новоисправленным чин и пение церковное имать исправлятися, никим же есть едино другаго ружия Божия, крепко ста противу вражия ополчения молитвою и постом, всенощными на молитве стоянии, многими земными поклонами. Пищи же и пития чрез день, или чрез два, и чрез три дни вкушая, иногда же и всю седьмицу трудяшеся без пищи, удручаюше плоть свою жаждою и трудами безмерными: дрова секий, воду носяй и землю возделывая; церковныя же службы никогда не оставляше, и толико плоть свою изнури, яко зрак лица его, аки сухое с древа листвие, и точию кожа и кости зряшеся, к тому же и по пустыне скитался, утомляше себя до изнеможения; но ни тако брань плоти укрощашеся. Что видя Преподобный, яко и при всех изнурениях не обретает покоя, поверже себя на землю пред иконою Святыя Богородицы, и не приста умоляти ю теплыми слезами, дондеже(?) помри просимое, осия бо тогда свыше благодать и мир душе и телу даровася, и сердце его радости духовныя исполни. Возставши убо от земли, Преподобный жертву хваления и благодарения с радостными слезами Господу Богу и Божией Матери не престая приношаше. По времени же паки покусися диавол оскорбити Преподобнаго сонными скверными мечтании, о чем Преподобный много болезновал и молил Господа о избавлении от сих, и посем явися ему угодник Христов Николай Чудотворец повелевая нивочто же имети сонные мечты, и не престая служити святую Литургию, и тако преста брань плоти.
Видя же диавол, яко не возможе скверною похоти низложити, наведе на Преподобнаго видимых врагов, - злых людей разбойников, которые многократно, приходя в пустынь, били его и безчеловечно тарзали как звери, пытая денег. В некое убо время диавольским наущением нападоша на пустынный монастырь злые разбойники и похитивши Преподобнаго, начаша его нещадно мучити и огнем жещи, просяще у него сребра: Преподобный же сказывавше им, что все истощено на монастырское строение; они же сами везде денег искавше, и ничтоже обретше, ограбивше убогое братское имущество, отыдоша. В другое же время, пришедшем разбойником в церковь, еже видяще брятия, яко мерити отца их приидоша разбойники, спустиша его в алтарное окно, итако избавися, вседши на коня, убеже в город Гороховец. Во ино время Преподобный скрыся в келейной своей трубе, и сих ради озлоблений, по совершении церковной службы, выходя из монастыря, часто скрывался в лесу и ночевал тамо. И паки в некоторое время праздничное, во время вечерни приидоша разбойники в церковь, и когда Иеродиакон начал кадить по церкви, то они, да не познани будут, начаша уступати от каждения; Иеродиакону же возмнеся то быши не люди, а демоны, и потому наступая, кадил на них до самой паперти: тогда злодеи, вынув кистени, столь умерили его, что едва жива оставили, и вбежавши в церковь, схватили Преподобнаго в ризах, и связавши его, продели между рук и ног дреколие, возжигаше огнем, и истязоваше денег и другаго всякаго богатства; мняху бо они окаянии ничтоже имущаго, богата суща. Преподобный же сказоваше им всю истину, яко на строение церковное все истощися, они же окаяннии, яко лютии звери рыскающе, глаголаху, яко и неволю нам скажеши. Преподобный, в таковой беде сущий, воззрев на икону Пресвятыя Богородицы, моляше ю избавише от таковыя напасти. И се внезапу побегоши окаяннии злодеи из церкви друг друга попирающе и скрышася: последи же признавахуся, яко бы некоторым людям, повсюду кричащим и хотящим похватити их. Так скоро они из монастыря побегоша!
Во ино время приидеши разбойники, и восхитивше Преподобнаго, иже тогда бяше с братию в церкви, обычное свое келейное правило исполняюще, хотяху нещадно мучити, и седа со злым намерением сим в церковь внидоша; абие(?) узреша Преподобнаго от главы до ног во огни стояща, от уст же его пламень, аки вервь протязашеся до небеси, ничто же зла сотворише, вон изыдоша.
В другое время совещашася разбойники ограбити Преподобнаго: аще же не скажет денег, огнем до смерти сожещи его: и приидеши близ обители, узреша монастырь, на воздусе стоящь, что видя старейшина разбойников, повеле скрыти оружие в лесу, и поидоша к монастырю без оружия, и увидеша монастырь, на земле стоящь, и отобедавше у Преподобнаго, паки поидоша взяти своя оружия к злонамеренному начинанию, и паки узреша монастырь на воздусе стоящь. Таковым чудным явлением ужасни бывше, с раскаянием приидоши в монастырь, и все сказавше преподобному и братии подробно, просяху у него прощения: он же поучив их никого же не обидети, но своими трудами снискивати себе и своим домашним пропитание, отпустил с миром.
Сих ради от разбойников озлоблений паки Преподобный намеревался оставити пустынь; но Божии судьбы удерживали его. Ибо, когда он решался изыти из пустыни: то, нашедши на очи его некая мрачная темнота, удерживала его, и сие ему случалось неоднократно: почему, видя на себе неблаговоление Божие за оставление пустыни, совершенно решился переносить все скорби и озлобления великодушно ради любве Божия. Но диавол видя, яко невозможе изгнати из пустыни Преподобнаго, ни бранию плоти, ни мучением разбойничим, паки возскрежетал зубы своими, паки вооружается сам на него со своим адским полщищем.
Во едину убо нощь, стоящу Преподобному на молитве и псалмы Давидовы поющу, внезапну нападе на него диавол безстудно со всем своим демонским полчищем, и похитивше Преподобнаго, влечаху к горящей пещи, да вверенуть в ню, и кричаху нелепыми гласы: « тащите, тащите досадника нашего, вринем его в пещь, да сгорит: Преподобный же содрогнувся от кричаниячех, нача призывати в помощь Божию Матерь, и абие демоны отскочивша от него, и по крестном знамении изозоша.
И паки по малом времени взем(?) диавол безстудную свою дерзость, возреве яко медведь, инии же яко волки выюще, друзие яко псы лающе, собрашася во множестве в нощное время, Преподобному молящуся Господу Богу, внезапу напауше, похитиша его зверски и начаша бити нещадно, и повлекоша из келии к реке Луху, еже бы утопити: егда же влиаху(?) его мимо церкви, возопи Преподобный ко Господу и Божией Матери со слезами, и ави явися из церкви свет белый, яко полудне, и посредь того два юноши блистающеся, яко молния, жезлы в руках имуще, и притекше сокрушиша дерзость бесовскую, многие давше им раны, отгнаша от Преподобнаго, и абие(?) юноши онии невидимы быша: Преподобный же видев от Бога и Божией Матери явную себе помощь, возвратился в свою келию, благодаря Бога, итого пречистую Матерь деву Богородицу прославляя. С того времени дадеся ему от Бога власть над духи нечистыя, еже оных молитвою от человек отгоняти. Оттоле Преподобный наипаче на жесточайшее житие и подвиги простирашеся, задняя забывая, а в предняя простираяся, пост к посту прилагаше, и труды к трудам усугубляше, всем сердцем, всею душою и всею крепостию Господни работая; поклонов же на каждый день, яко же речеся, по тысяще полагаше, постяшеся чрез день и чрез два не ядый, а иногда и чрез всю седмицу, токмо единаго хлеба вкушаше, и всегда день и нощь в молитве своей неутешно плакаше, ивеликих дарований духовных часто сподобляяся, радовашеся духом о Боге.
Но присно ненавидяй враг добра диавол, хотя паки спону(?) Преподобному сотворити, устрои вещь сицевую(?): бысть некогда единому брату от обители на торжище посылаемому и потребная монастырю купующу, диавольским советом по малу от сребра монастырскаго утаеваше, еже и до пяти рублей собра; не утаися же сие от Преподобнаго, и призвав оного брата вопроси: аще риенная(?) о нем истинна суть! Той же исповеда и не отверяжеся: тогда Преподобный поноси ему злого сего нрава; повелел же утаенное сребро возвратити в хранилище монастырское; ино ему ничто же сотвори. Той же брат по повелению сотвори и посем о возвращенном сребре в печаль велию впаде: тогда диавол нача его поущати на Преподобнаго, да в день пятка(?) да убиет его. Во един убо пятничный день, Преподобному приидешу из церкви во свою келию, седа нача читати: достойно и поклонися до земли: тогда злобный брат воздвиг руки с топором, хотя главу отсещи Преподобному; но задев за потолочный брус не улучи по намерению: ударив же близ выи в плечо, сотвори язву велику, и повторити покусився, абие(?) вострепета, и побеже на монастырь со стенанием; Преподобный же лежати в крови, аки мертв. Братия же увидевши сие, мняху, яко разбойники приидеши убиша его; удариша сполох, схватиша убийцу. И связаше посадиша под стражу; Преподобнаго же от земли подвемше, вопрошаху, что повелит делать со убийцею? Он же повеле ничтоже зла ему творить, токмо сохраняти его, да не что над собою сотворит: и не в долзе времени оный монах, ум погубив, умре. Преподобный же предав тело его погребению, неутешно плакаше о душе его, да не поставится ему сие в грех.
Толикая же тогда была у Преподобнаго в монастыре скудость, что даже и дневнаго пропитания не имети и одежды были ветхия и многошвенныя, раздранныя и скропанныя, и во всей обители одна только была шуба, которую давали исходящему брату в мирские селения ради потребы монастырския. Страннолюбия же Преподобный ни в самой крайней бедности не оставлял, помня, что Авраам при виде странных удостоился угостить самаго Господа, и что за милостивыя дела воздаст с торицею. Братия же роптали на Преподобнаго, аки на безразсуднаго, и намеревались оставить его в Пустыне однаго; но Божий Промысел молитв ради и веры Преподобнаго, нечаянными и чудными дарованьми удерживал их и заставлял с раскаянием благодарить Бога и быть в вере твердыми. Егда бо конине(?) истощися вся мука, посла Преподобный Иларион по град Гороховец монаха Никона к некоему мужу богату сущу именем Семену Ершеву, заняти денег, или двадесять мер жита; богатый же той отказал тому иноку со укоризнами, глаголя: « иди и рцы наставнику своему, иже богат сущий, хочешь весь свет прекормити; у него никому нет отказу и почто ныне требует чуждаго имения; убо ему своим доблесть(?), а не чужим богатством спасение добывати: и не даде ему ничто же. Никон же отвиде прискорбен, и пришед поведа вся поряду Преподобному, иже отнюдь не унываше, и всю надежду крепко на Бога возложи, и воистину не постамися во уповании; ибо по малых днех получи довольно от Божия Промысла сребра, на которое целый струг хлеба той же монах в Гороховце купи. Что видя оный богач Ершов устыдися и бысть с того времени милостив и благотворителен к обители Преподобнаго.
И когда в окрестных странах был глад, Преподобный повелевал всех приходящих в обитель питать без отказу; и толико было потходящих в Пустынь для пропитания, что от утра до полунощи не было промежутка трапезам, и братия, служащии трапезам переменялись для отдохновения; народ же имел пребывание около пустыни в лесу: а когда весь хлеб истощися, то крупу вареную представляли. Итако Преподобный во все то гладное время и со странными препитася; ибо по вере его самые смрайные(?) недостатки составляли богатство верным и маловерным; тогда как горсть муки не оскудевала дотоле, дондеже(?) приходила помощь явная. (Зде убо воспомянути о вере и любви, какову имел Преподобный к Божией Матери.)
Егда убо он чтяше Акафист Пресвятей Богородице: тогда бысть от уст его глас умилительный, глаголы мерны и медоточны, яко всем слышащим оное чтение многи слезы источати; аще бы кто и жестокое име сердце, о чем сам Преподобный сказа, по умолению инока Марка, глаголя: "«Егда, рече, приидет время, еже Пресвятый Богородице Акафист читати, и егда токмо начати ми: Гди(?) помилуй 3ж(?), абие некая духовная благодать свыше на мя приходит, и всего просвещает, ум мой к небеси восперяет, и отнюдь не могу от слез удержатися; всей бо моей внутренней, от благодати Св.Духа кипящей, и не вем, что глаголати, страхом и радостию одержиму мне сущу, и яко бы мне пред самою Царицею Небеси и земли, руце согбен имея стояти и ..........(?) глаголы к ней вещати, и отнюдь не могущу чем от слез престати, и аще в теле или кроме тела в то время бываю, не вем; Бог весть, и яже, что усты глаголю, вся та внятно разумеваю, еже и ум мой чтомая(?) превосходя прилежно собственною молитвою, множайшия слезы раждает, и немнится ми в то время на земли стояни, но яко на небеси, или на воздусе перд самою Царицею небесе и земли, и сердце мое во мне убозем духовною любовию не престает распалатися по Бозе и ко Пресвятый Деве Богородице в то время истасвати(?). Исе тебе по прошению твоему вся исповедах; ты же сего никому же повеждь; аз бо есмь земля и пепел».
По собрании же довольной братии, Преподобный Иларион возжела устроити новую большую церковь во имя успения Божия Матери, еже и созда в лето 1660-е, а прежнюю старую успенскую церковь перенес на другое место, сделав ее во имя святыя Троицы: а на том месте, где стояла старая церковь, ныне стоит каменный посреди монастыря памятник с крестом, обнесенный деревянною оградою. В построении же сея успенския деревянныя церкви Преподобный с братиею зело много труждахуся, яко и великим мозолем на руках быти у него: и егда начаша с мастеровыми людьми бревна на высоту канатом возносити, тогда у них за безмерную тяготу бревен конат новый пеньковый изорвася; мастеры же роптаху на Преподобного, и хотяху отыти, но имеху бо чем бревна на церковь подымати. Преподобный же созвав всю братию и труждающихся бельцев, абие сотвори купно с ними прилежное к Богу и ко Пречистой Богородице молебное пение и посла вскоре в город Вязники купити конат ин новый. Некто же боголюбивый человек даде тем посланным монахам свой конат лычный без сребра, мало нечто подержаный: монаси же приимше той, возвратишася в монастырь, и начаша паки ту церковь строити: и бысть им льаный, подержаный конат крепчат новаго пеньковаго. Итако соверша храм, и украси его Преподобный боголепно св.иконами прекрасна. Те бе церковь и светла, велика ивысока с папертию, яко всем входящим в нее радоватися. В сие время созидания храма Сама Владычица являшися предрече Преподобному, глаголя: «аз вся потребная обители твоей устрою, и к тому же оная не оскудеет».
В другое время, когда Преподобный скорбел при устроении первыя деревянныя церкви с приделом Преподобного Ефрема Сорина: тогда явися ему Преподобный Сергий Радонежский в сонном видении и рече: « вскую, Иларионе, сердце твое печалию уязвляши, не ведый Бога во благих тебе помогающа; тем, дерзая, дела имися, не оставлю тебе и аз посещая». И яко от сна возбудився Преподобный Иларион, ощути сердце свое исполнено велики радости, тем же и о строении церкви благонадежно печалися, и Божий Промысл посылаше ему стран вся потребная к содержанию и церковному строению.
В царствующем граде Москве, близ Ивановскаго монастыря в Патриаршей богидельне по действу некоего чародея, вселился демон и многия творил пакости, о них же нетел(?) глаголати; не давал жившим покоя, вей(?) устрашал и вон изгонял, имногих заклинателей духовнаго чина посрамлял, обличая грехи, и как свирепый ....(?) по заклинании горший бывал. В то время Преподобному Илариону бывшу в Москве, некто от ближайших Царю Алексею Михайловичу сказал о Преподобном, что ему дана от Бога власть на духи нечистыя. И когда прииде Преподобный (одежда на Преподобном бяше тогда шуба овчинная, препоясана льняным поясом, а сверх шубы ряса суконная ветхая) к Царю Благочестивому, глагола ему Царь о изгнании демона от женских богаделен; Преподобный же не могий ослушатися, и пойде тамо, и молитвою и кроплением священныя воды изгнал демона оттуду; Царь же Преподобнаго с честию отпустил, даде ему царскую свою граммату во граде Гороховце и пределех его ти вся ятьжа(?) воинский хлеб взимати.
По изгнании же из богадельны демона послан был Преподобный от Царя Алексия Михайловича ко отступникам и хульникам православныя веры, во еже прелесть их обличати и ко св.церкви приобщити. Преподобный же волю Цареву исполнити иде тамо, и еликих обрыте, всех церкви святый изрядными словесы и богомудрыми учении примири. Тогда Царь отчины ему в монастырь даяше, но Преподобный вельми сего отречеся: и Царь похвалив, паче любити его нача.
Некоторый землемерец мирянин, именем Иоанн, прииде в обитель сию, и прия его Преподобный, и по времени постриже, переименовав Ионою, и вдаде некоему иноку в послушание и научение. Сей землемерец когда жил в своем доме, столь был трудолюбив и ревностен, что весь день до вечера трудился без пищи, ипоминая грехи своя бил себя по нагому телу до пролития крови, и повергался на муравьище, да ядять муравьи тело его, яко да избудет вечныя муки, и молил Бога освободиться ига супружескаго: и как овдовел, то не медля и притек в обитель к Преподобному. Сей толико ревностный подвижник сначала во всем повиновался своему старцу; таже во време показалось ему мало труда по примеру братии, то есть, поста, церковных молитв, келейнаго правила и послушания монастырскаго; и потому без ведома старца начал сверреченнвго молиться и поститься по своему произволу, первый в церковь приходил, ипосле всех из оной выходил. Посем, забыв свою немощь, начал забирать(?) свою братию, что аки бы они не так усердны, как он, а потому, самопрельщался и осуждая братию, приобрел себе в наставника демона, который под видом Ангела начал возбуждать его по ночам на молитву, и являться ему яве, многая неведомая и сбытися хотящая ему предрекая; а когда стоял он в церкви: то мнимый ангел пред очами его, представляя книгу, читал, дабы не слышно было церковнаго чтения и пения; когда же Преподобный обходил церковь каждением фимиама; тогда мнимый ангел отвечал, а прелщенному казалось, что Преподобный недостоин ангельскаго присутствия; а как Преподобный брата онаго минет: то паки мнимый ангел по книге прельщенному читал. И наконец, когда оный брат заболел, то демон ему предсказал, что в третий день скончается, а прельщенный поверил диаволу, как доброму ангелу, и призвав Преподобнаго, сказал ему о приспевшей своей кончине и ангельском явлении, просил благословения в напутие смерти. Преподобный же уразумев прелесть вражию, воздвигши десницу свою, ударил прельщеннаго и рече: ангела ли ты видел? Демон проклятый вся сие тебе сказал, и яко он сам лжа есть, еще и словеса его полны суть всякия лжи и скверны. Брат же оный глаголаше к Преподобному: если бы то был демон, не возбуждал бы меня на молитву; Преподобный же рече: егда мнимый той ангел, паче же демон, начнет будить тебя на молитву; тогда ты его не слушай, а вставай во свое обычное с прочими время. Обрете же его Преподобный на молитве, и словеса некая странна и нелепа глаголюща, повеле старцу его надзирати за ним и отыде. В следующую же ночь пришед демон, возставляше брата по прежнему на молитву; но брат оный, утвержденный Преподобным, не слушаше демона; но проклинаши его Божиим именем; демон же ко уху приклонився, зваше его возстати на молитву; брат же оный простяк свей(?), имея близ себя гротованный(?) камень, которым крепко ударил в демона, хотя его убити; демон же возопил: ох! ох! убил мя еси: камень же улучив во ухо старца его разбил до крови; диавол же рыкнув страшно, начал прельщеннаго мучити, трясти его и пены изо уст испущати и скрежетати зубами, напаяти же его неким питием сладким, от чего оный брат начал повторять: ах сладко! ах сладко! Преподобный же глагола ему: брате! Сия сладость горше полыни будет, - и уже оный брат и в церковь не ходил, и в келье на молитву не вставал: но непрестанно повторял: ах, сладко!
Потом, в одно время лежащему ему прииде демон, и во уста его испрзднився перстом, и тогда во устах оного брата сделалась горечь и лютость нестерпимая, каковыя и представить в уме не возможно. Пришед же к нему Преподобный, и видев его страждуща, прослезися и рече: «не возвестих ли тебя, яко сладость оная горчае бадет полыни», и отошед от него заветуя всей братии молиться о нем, да умилосердится Господь, и избавит брата от насилия и мучительства лукаваго демона. Итако по малом времени молитвами Преподобнаго и его братии сподобися оный брат прелести и мучительства вражия, и от того времени придаде Преподобный онаго брата святому послушанию, и завеща всей братии молитвы келейные в церкви совершати, и да отнюдь ничто же делают, или начинают без ведома старца своего, и да держатся общеуставленнаго правила со всяким смиренномудрием и любовию.
Когда же было мало братии, и сведущих церковнаго пения не имелось, тогда вместо пения херувимской песни читали 50-й псалом: помилуй мя Боже. Все же служение исправляемо было чинно и благоговейно, чтение псалмов мерно и неспешно, а наипаче появлении Божия Матери, о чем явствует в кратком житии Илариона: «Преподобный безкровную жертву во вся дни Господу приношаше; свече спешася ю творяше (причиною тому было множество комаров и другий насекомый). Случися ему некогда пред Литургиею мало нечто сести, - и се аки бы яве зрить от иконы верхняго иконостаса сошедшую к нему Пресвятую Богородицу, и поносившу ему вельми, яко дело Божие небрежно творит, и паки на первое место взыде. С того убо времени Преподобный начать Божественную службу неспешно совершати.
Устави же Преподобный общежитие по примеру Св.Апостол и Св.Отец, да имеют вся обща; собственность же имети строго запретил, и если кто поступал в монастырь и приносил чтолибо из своего имущества: таковому повелевал Преподобный полачить всю собственность во общее хранилище на пользу всей братии: а если кто своего имущества не отрицался, таковаго Преподобный и не постригал во иноческий образ. Одежда была у всех одинаковая, и пища всем равная: за трапезою обедали все вкупе, слушая чтение со смирением и молчанием. Если же кто дерзал нарушить благочиние и скромность, таковаго Преподобный наказывал в трапезе при братии поклонами; а кто противился и сему, того смирял постом и трудами, а непокорнаго и вздорнаго железными учами вразумлял. В кельях своих имети брашна с великим запрещением возбранял: а если кто в летнее время соберет в лесу каковы либо плоды, таковый в келарскую да приносит на общую потребу, или сродники что либо от снедных вещей коему брату подадут, такожде да творить. Наипаче же Преподобный имел попиение(?) о том, и строго запрещал, дабы не только в монастыре, но и вне онаго во дворах и посельях монастырских пианственнаго пития отнюдь не ималось, и монахам заповедал всегда быть трезвым, и повелевал всякому без роптания ходить на общия послушания, исправлять всякому свою должность рачительно и благочестно; а для большаго поощрения братии и сам Преподобный выходил на общия послушания и трудился со усердием. В свободное же время повелевал каждому заниматься каковым либо рукоделием, и по соделание приносить в общее хранилище. В церкве во время службы особливо наблюдалось благочиние и тишина не только что один с другим говорить, или кому неискусно кашлять, но и дыхание свое преводили некако легко, и стояли в церкви, аки на небеси, со страхом и радостию; во время же возношения св.даров: со страхом Божиим и верою приступите и на Всегда, ныне и присно, - на сии возглашения вся братия непременно всегда поклонялись до земли, уко самому Гду Иисусу Христу.
Но и вне церкви между братии было весьма тщательное внимание и страх Божий; ибо всегда они соблюдали себя от празднословия, продерзания и смеха даже потребное глаголание в празднословие себе поставляли, ведая неизбежность греха во многоглаголании, и потому предпочитали молчание глаголанию, а когда кому и оскаблитися случалось, то укорив себя таковый, слезами паче лице свое орошал и целомудренным лицем и страхом Божий душу свою ограждал, помня писанное слово Христово: горе смеющимся, яко восплачете. С богомольцами и страными разговаривать, кроме учиненнаго на то инока никто не смел, разве кому повелит Преподобный. Из келий своих безвременно на монастырь, а наипаче повечере выходить и разговоры один с другим чинить отнюдь не дерзали, ибо Преподобный крепко запрещал сходовища пустословныя, яко не назиданию спасения, но смущению и разорению благосостоянию души виновныя. И потому приказано было будильщику вечером и днем осматривать на монастыре и покелиам, дабы не было таковых собраний и бесед. В нощи же и сам Преподобный обхождаше братския келии, послушая, аще хранят молчание и пребывают в трудах повеленных и молитвах по преданию старчу. Но и сами братия, внимающеи своему спасению береглись от празднословия и знакомства с мирянами, яко вредящих духовному спасению и пребывали в келиях своих в молчании: ибо они готовились на страшное второе пришествие, дабы предстать на суд с совестию неукоризненною, и отдать ответ за слова. Дела, и помышления своя. И вообще между собою у братии было истинное смирение, по коему всякой почитал себя рабом непотребным, и всякой старался воздавать честь большую другому и потому преимущества и старейшинства каждый избегал: и от таковаго смиренномудрия и кротости благоуспешно возрастала между ими жизнь благочестивая и во Христе Иисусе истинное и святое братолюбие и Апостолькое единодушие, и любовь, которая и есть исполнение закона Христова и союз совершенства.
Нравом Преподобный бал кроток, смиренномудр, благоприступен, милостив и сострадателен, и всякаго искусства исполнен. А хотя кого по благословной вине ему и опечалить случалось, то после паче онаго утешити имеяше. Всюду милость и суд строгим и милостивым его усмотрением простирались: ибо Преподобный как истинный Пастырь и отец, не ослабное имал попечение о спасении братии, во всем собою пример всякой добродетели показуя, потому и братия его боялись и любили, и заповеданное от него, яко от самого Христа, тщательно сохраняли, и почитали его, как Ангела Божия, или яко великаго единаго от древних отец: опасались, да не прогневают его чим либо в слове и деле, поминающе слова Христова: слушаяй вас, мене слушает и отметаяйся вас, мене отметается, и потому вся братия, как дети отцу, повиновались ему во всем, и послушания своя проходили великодушно и рачительно: посему и Господь благославлял обитель сию обильными щедротами. – бодроеже и неослабное во всяком деле тщание их всюду находилось не только в обители, но и вне оной: каждый был послушен, чист и к молитве ревностен, а потому и была таковая молитва Богу приятна. Сие явствует из сего случая: некогда посланы были из обители преподобнаго три инока в Москву за монастырскою потребою, и они, проживая у Царскаго иконописца Симона Ушакова, исправляли в ночи келейное свое правило, тогда воины, стоящие на страже нощной в кремле у Спасских врат в глубокой вечер, увидели над тем домом, где иноки молились, великий пламень, восходящий к небеси, а потому скоро к тому месту притекши, осматривали, и ничего не нашли, кроме тех иноков: когда же воины возвратились на свое место, тогда опять увидели тоже пламя, и потому все, видевшие оное явление, уверились, что сие есть знак усердной к Богу молитвы, восходящей к небеси, кроме дыму житейских попечений.
Таковыя ради добродетельныя и строгия жизни Преподобнаго Илариона и его братии повсюду прославлялся Отец Небесный, и обитель Флорищева везде сделалась известна: и потому не только простой народ, но и вельможи и воеводы посещали оную, и просили у подвижников молитв и благословения. Из таковых сановных мужей, бывший воеводою в городе Вязниках Иван Михайлович Языков часто посещал обитель с Гороховским воеводою Петром Авраамовым Лопухиным, и видя бываемый чин и богоугодными делы сияющую обитель, возлюбил Преподобнаго и учеников его так, что когда прибыл в Москву, то немедля донес благочестивому Царю Феодору Алексеевичу, благочестия ревнителю, о богоугодной жизни Преподобнаго Илариона и учеников его. Благочестивый же Царь услышав сие, рад бысть, что богоугодный муж, обрелся в его царствование, возжелал видеть его лично и получить душевную пользу: скоро призвав его к себе, чрез сего воеводу Языкова, с честию принял его в царския свои палаты. Преподобный же со смирением и страхом воздал Царю подобающую честь, яко помазаннику Господню, по Царскому прошению благословил Его и поучил довольно оспасении душевном: итако возвратился в дом Симона Ушакова. С сего времени Благочестивый Царь, и вси, сущий в Царстей Его Палате, возлюбиша Преподобнаго, Царицы и Царевны, как своего отца почитая, часто призывали его к Себе, и при трапезе своей посаждали его на преднем месте, а сами как дети около своего отца, садились, и вопрошали, как спастися, что – грех, и что – не грех. Когда же Царица Агафия Симоновна разрешилась Царевичем Илиею Феодоровичем: тогда Царь учинил Преподобнаго Илариона быть восприемником от купели крещения сына своего Царевича, и избрал его себе в духовнаго отца и кума Своего; одарил обитель его многими царскими милостями, как то: около пустыни и в других Царских местах лесом, рыбными ловлями, сенными покосами, хлебопашенною землею, мельницами и солию, и утвердил на вечное владение Царскими своими грамотами; в то же время подарил Государь в обитель колокол во 120 пудов и оныя некия.
Потом не в долгом времени и сам Благочестивый Царь Феодор Алексеевич изволил посетить обитель Преподобнаго во Флорищевой Пустыне, что было 1681-го года. Высочайшее же Его шествие было из града Москвы на город Вязники (прямою дорогою лесом. Эта дорога до сих пор видна и называется Царскою, на половине коей от Вязников до Флор.обители в лесу у светлаго озера Государь обедал) с Царицею и Царевнами и светлым Сигклитом; а отсюда прямою дорогою лесом во Флорищеву Пустынь. Преподобный, когда узнал, что Царь к самой пустыне приближается, приказал производить благовест в один колокол, а сам с братиею, облачившись в святыя ризы, изыде на сретение Царю с честным крестом и с чудотворною иконою успения Пресвятыя Богородицы, и Царю, близ Св.врат бывшу, удариша во все колокола. О коликия радости исполниша вси! Благочестивый Царь с Царицею и с царевнами и Преподобный с братиею: осия во их слава Господня, и толико обрадовани быша, яко от духовныя радости им слезы точити, наче же Преподобный, помянув глаголы божия Матери, еже обещася обитель сию николиже оставляти и его самаго прославляти и не можеше Преподобный никак от слез удержатися; сами слезы на перси его изливахуся. Благочестивому Царю Пустынь показалась, яко богонасажденный рай земный, и взошедши в самую обитель, разсматривал местоположение пустыни, удаленность селений мирских, нищету и во всем крайнюю скудость, и от множества комаров и других разных насекомых пустынное озлобление, абие прослезися Царь и рече: «О окаянный Аз! В коликой прохладе и веселии пребываю; сии же рабы Господа моего каковую нужду и скорбь ради любве Христовы претерпевают», и видев у Преподобнаго чин, бываемый в церкви и на монастыре, паче возлюби его. Преподобный же подарил Благочестивому Царю пустынный свой гостинец, льняные башмаки, добре сплетенныя, их же Царь принял, яко величайший дар любезно. И за таковый гостинец Благочестивый Государь повелел Преподобному у себя в Пустыне создать Церковь каменную, каковую сам восхощет; на созидание же оной даде довольно сребра, и царским своим повелением указал, дабы немедленно отовсюду тоя страны отпущаемо было потребное количество камней (на сие имеется граммата, яже о Ераполчих камнях), кирпичу, извести и мастеровых людей, что и исполняемо было со тщанием; по создании храма Государь повелел возвестить себе, и тако отыде в царствующий град Москву.
В сие же время, при первом Царском посещении, возжела Преподобный пахатной земли ради сеяния хлеба к пропитанию братии, и уведа яко обретаются во дворцовой волости пустыя, излишния земли, о них же Царя Феодора Алексеевича просити нача; тогда Царь даяше ему всю оную Белогородскую волость с принадлежащими ей жителями, идеже обретается дворов более дву тысящ. Преподобный же сего отречеся; но просимая токмо исполнити Царя моляше, еже Царь ему с любовию и дарова, и укрепи Царскою своею грамотою.
Когда начали копать рвы для буту церковнаго; тогда найдены были два гроба с нетленными мощами схимонаха Мефодия и другаго монаха неизвестнаго по имени, прешедшим по кончине их 28 летам. Сих мощи Преподобный погребе в новозастроенной церкви близ западных дверей, но где имянно оныя положены, памятников никаких не имеется.
По прошествии же зимнем Преподобный всю церковь устроил и лепотно украсил иконным писанием; в том числе написано царским иконописцем Симоном Ушаковым четыре иконы, которыя стоят и до ныне в Соборе (1я – Христа Спасителя у царских врат в сребропозлащенной ризе. 2я – Успения Божия Матери подле Спасителя в ризе сребропозлащенной, от котораго образа приходящие с верою приемлют исцеление. 3я – По левую сторону царский врат Кипрския Пресвятыя Богородицы, унизанная по бархату жемчугом, а посторонам обложенная серебром с венцем сребропозлащенным. 4я – Владимрския Божия Матери во св.Олтаре за жертвенником с венцем сребропозлащенным же).
В создании же храма и сам Преподобный с братиею трудились прилежно; а рабочих по вся утра прежде солнечнаго восхождения возбуждал некий глас, да приготовляют все потребное к созиданию церкви, когда же здание оказалось вышиною от земли в аршин, тогда рабочии, зря огромность здания, начали на Преподобнаго роптать, аки бы недовольнии пищею и питием.
Преподобный при всей своей заботливости и трудах никогда не оставлял церковной службы и келейнаго своего правила, и в сем случае, видя ропот и негодование рабочих, паки к предстительству Божия Матери притчи, и неутешно плакаше, прося помощи и заступления в настоящей ему скорби и утешения в печали. Когда после правила вся братия вышли из церкви; тогда Преподобный, оставшись один, седе и нача размышляти о строении церковном, и абие сведеся в некий тонкий сон, в котором быв, зрит саму Владычицу Богородицу, вещающую к нему тонким неким глаголом аще: « пренеси образ мой, называемый Владимирский, и поставь его в новозастроенной каменной церкви, и аз ти тамо сама буду помогати». Преподобный же в себе пришед, уразуме посещение Божия Матери, и от исполнения духовныя радости, повелел благовестить в большой колокол и совершить три звона, на который собрались вся братия, и видя Преподобнаго в духовном восторге, уразумели, что ему было какое либо явление. Преподобный, зажегши свещи и кадила и облачившись со всею братиею в святыя ризы, перенес святую икону Владимирския Божия Матери из паперти теплыя Троицкия церкви в летнюю деревянную церковь успенскую с подобающею честию, и совершивше всенощное бдение, разсказал всей братии о явлении ему Пресвятыя богородицы и ся на принесение образа ся благоволение, чему внимая братия, со страхом и умилением преклоняли колена свои вместе с Преподобным пред иконою Владычицы Богородицы; благодарили Господа и Его пресвятую Матерь за такое к ним милосердие. Во все то время пренесения и всенощного бдения таковая была духовная радость, что никак не могли удержаться от слез: сами изливались из очес и орошали лица их, наипаче же Преподобный, аки некий пернатый летая по воздуху; так и он, от духовныя радости обтекая церковь, кадил св.иконы и братию, поклоняяся низко. По совершении божественныя литургии и молебнаго пения, пренесше сей Пресвятыя богородицы образ Владимирския, поставиша в новозастроенной церкви на уготованном месте, истояше оный до совершения храма, яко божественное ограждение и покров. Ныне же святая икона Владимирския Богородицы стоит во св.соборной церкви прямо праваго клироса, украшенная драгими камнями и жемчугом с сребропозлащенным венцем. С того времени Преподобный и братия начаша прилежно трудитися в строении храма, равно и в молитве со всяким усердием и страхом, Господу Богу службу приносяще, пред очесы своими радость – икону Пречистыя девы Богородицы небесной царицы имуще, и аки бы ей самой с ними видимо присутствовавшей и на труды их взирающей: тако труждахуся с любовию и радостными слезами, также и рабочии видяще пресвятыя Богородицы икону всегда пред собою И преподобнаго с братиею трудящихся, престаша от роптания; а наипаче егда удостоились видеть в одну ночь явление от иконы пресвятыя Богородицы; ибо видели они в нощи около новосозидаемой церкви светоч световидный, светящийся подобно златой обьяри(?), и лучи на все страны испущающий. Сие явление видел и сам Преподобный с братиею и все работники; и потому все с благоговением взирая на икону Владычицы в деле своем трудились каждый с радостию и благодарением, слюбовию и ревностию.
Егда в обители каменная церковь созидается, тогда делателем дневныя цены чим отдаша не доста и они сотвориша велие роптание и Преподобному многие укоры и досады изрекоша, чего ради тогда преподобный бысть печали исполнен, вниде в келарскую и преклонься мало почи; тогда зрит пришедшую к себе деву Богородицу со двема девицами, яже и рече ему: «Почто сердце твое горечи и печали исполнено: аз аз вся сия добре устроити имал», и иная многая ко утешению его изрече словеса отиде. Преподобный же от той радости пробудився, и се по мале времени нецыи богомольцы вдаша ему за молитвой толико сребра, елико нужно было раздати рабочим.
По совершении же оной каменной церкви и всего украшения, когда было донесено его Царскому величеству от Преподобнаго Илариона, тогда Царь с радостию пожертвовал от царския своея милости драгоценную церковную утварь, как то крест, Евангилие, сосуды, кадильницу, все сребропозлащенное, ицарскую свою порфиру, и сам обещал быть на освящение храма, что вскоре и исполнил. Его Царское величество вторично прибыли во Флорищеву Пустынь со всею царскою высочайшею фамилию и светлый Сигклитом и при таковом великолепном присудствии Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича новосозданный храм во имя Успения Божия Матери освящен был Преосвященным Симоном Митрополитом Смоленским в лето 1682е месяца Сентября 30 дня на память Священномученика Григория великия Армении. По освящении храма Государь возвратился в царствующий град Москву и Преподобному Илариону повеле быти след есть.
Когда надлежало Преподобному Илариону отправиться в Москву, то он провидя духом, что ему оттуда во обитель свою возвращения не будет, призвал ученика своего Иеромонаха Иринарха, зело искусна и благоговейна, глубокаго священномудрия исполнена, иже тако о своем и других спасении подвизаяся, яко бы и учителя своего Прнподобнаго Илариона ревностию превзыти, - сему вручив во управление обитель с полным упованием на Бога, воздев горе преподобнии свои руце, благодарил Господа за его великия и несказанныя милости, и потом преклонив посреди церкви колена, молился надолзе Господу Богу и пречистый Его Матери со слезами, яко же явствует в пространной летописи, в которой молитве моляшеся о покровении св.обители и живущих в ней братии, и о приходящих в храм Божий, и с верою(?) молящихся Божией Матере, еже получити грехов прощение и от всяких скорби и напастей и от духов нечистых одержимым освобождение, души и тела исцеление, и да сподобятся духовныя радости молитвами Богородицы. В той же молитве воспоминает, яко сама Божия Матерь обещася николиже оставляти св.своя обители.
Итако Преподобный помолився и всей братии мир и благоговение дав, отправился в путь с жалостию сердца и прибыл в Москву благополучно, где и посвяще был Патриархом Иоакимом во Епископа граду Суздалю 1682го года Декабря 11го дня и тогоже году Марта 25 дня удостоен сана Митрополита Суздальскаго, о котором он задолго был извещен разными откровении. В одно время Преподобный, стоя в церкви в мантии, узрел на оной Архиерейския скрижали. Тако же еще ему в обители сущу, монах, именем Вениамин, имеющий дар прозорливости, предсказал, что он будет Архиерей. Наконец, когда Преподобный Иларион прибыл в Москву, готовясь ко смирению, при окончании правила пред причащением, узрел яве Николая Чудотворца, в келию к нему пришедшаго, и сосудец некий в руку держащего, исполненный благовоннаго мира, коим помазав Преподобнаго, сказал: «отсель будеши Архиерей». После сего невидим бысть: от помазания же сего вся келия исполнилась ароматнаго благовония, которое обоняли и все тут бывше.
По принятии Архиерейства Преподобный Иларион нача наипаче прилежати к проповеданию слова Божия, коим, при благочестивой своей жизни, многих пробудил от сна греховнаго, и многих обратил от нечестия ко благочестию, а благочестивых возставил к вящей, священнейшей ревности. От чего Царь Феодор Алексеевич еще более стал его любить так, что по лишении супруги своея, поверил ему избрать другую себе в супружество девицу. Преосвященный Иларион, провидя духом скорую Царя кончину, советовал ему несколько пребыть без супружества; но Царь неостсрочно повеле избрати невесту. Итак по повелению Цареву Преосвященный Иларион, как истинный отец и послушник вскоре избрал ему невесту девицу украшену всеми дарованиями от роду Апраксиных именем Марфу Матвеевну, по сочетании скоей Царь во второбрачии жил только полтора месяца, и будучи украшен христианскими добродетелями, скончался мирно 1682го года на 21м году от рождения; царствовал 6 лет и 6 месяцев. Во время болезни его Святитель Иларион пребывал при нем неотступно и рпаведную, или лучше сказать мирную его кончину удостоился зреть своими очами.
Святитель Иларион, отдав последнюю дань Царю и своему благодетелю, возвратился паки к своей пастве в град Суздаль, где совершенно оплакав кончину благочестиваго Царя, начал с большею ревностию проходить Архиерейскую свою должность; ни одного дня не проходило без проповедания слова Божия; ни одного дня не пропускал, чтобы не сделать какоголибо милосердия. Имущество доходов своих разделял на нищих; то подавал на пропитание в темницах арцим(?) и в богадельнах: то употреблял на поддержание всякаго чина, звания и пола людей, кои по бедности имели придти в отчаяние или греховное состояние, а наипаче не оставлял тех бедных духовнаго звания, кои имели усердие и часто ходили на молитву в храм Божий. До нищих столь был милостив, что без них он и не вкушал пищи, роскоши он небыл причастен и увеселительных собраний не заводил, и кдругим на оныя не ходил; а потому пианственнаго пития, излишних приуготовлений пищи в доме его не было; ибо питие его было кислые щи, а более одна прстая вода, а пища из простаго хлеба и трех простых варений. При таковом убо воздержании, имея он ревность до самой своей кончины, еже приметатися в дому Божия день и нощь, и приносити ко Господу Богу, яко благовонное кадило, непрестанныя молитвы; потому и служил не токмо в праздничные дни, но и в простые. Служа часто, и занимаяся делами свойственными его сану, он как истинный подвижник, как монах, никогда не оставлял и келейнаго своего правила, установленнаго им во Флорищевой Пустыне, земный поклонов, келейных и церковных. Аще же когда, за немощию, в старости глубоцей ему сущу, земными и не можаще, то поясными исправляше, и на каждой сотне воздевал Преподобный свои руце по тридесяти крест, любовию к Богу херувимом подобяся; от множества же земных поклонов наросла у него на руках и на коленах кожа, подобно как у животных, толстая и житкая. Таковою теснотою и нуждничеством, а не леностию и негою, достигал он царствия Небеснаго; воздержанием же и трудами до конца себя иссуши, яко плоти его к костям прилегнути! Таковая его жизнь соделала его прозорливым и врагу диаволу неприступным, что явствует из сего случая:
Некий чародей по просьбе онаго клирика, желающаго получить сан священника, посылал троекратно демонов, дабы обольстя Святителя, удостоить онаго клирика саном священства; но беси ниже к преддверию келии святителя можаху приближатися, сами паче беду и студ пострадаша, и пославшему их волхву многи раны наложиша, да не посылает их тамо идеже ни приближитися могут; от сего видно, сколь была богоугодна жизнь Святителя Христова Илариона.
Святитель Иларион, живя на Суздальской митрополии не забыл и Флорищеву Пустынь, с которой положил многия поты и страдания за двадесять восемь лет жительства своего; но как первый основатель оныя, вступив на паству свою, поставил строителем Флорищевой Пустыни ученика своего, благоговейнаго и добронравнаго, ревностнаго постнических (трудов) и пустынных установлений хранителя, вышеупомянутаго Иринарха; неоднократно посещал сам сию обитель, и в ней литургисал; отходя же из нея наслаждал братию духовною беседою, поощрял к благочестивым подвигам, и довольствовал их подаянием на пропитание и устроение обители, ободрял их о поощрял к иноческой деятельности и неисходной жизни. Построил в непродолжительном времени теплую каменную церковь во имя Святыя Троицы, а под ней келарскую и трапезную, также хлебную для печения хлебов каменную. Сии здания и доныне существуют в целости; а во граде Суздале многия церкви вновь устроил, некоторыя же обновил; так же по градам и селам Суздальской митрополии ветхия исправлял, и вновь лучшия устроял.
Сей святитель Христов Иларион, по явлении ему преподобныя Ефросинии Суздальския, и по изволению Святейшаго Патриарха Адриана, открыл ея мощи в 1770(?) году Сентября 14 Дня и положил оныя в Ризположенской церкви, кои обильно источают чудеса приходящим с верою к раке св.мощей ся.
Святитель Иларион, вруча строительство ученику своему Иеромонаху Иринарху, повелел, да по нем избираются на строительство из монахов, токмо тут постриженых и неисходно жительствующих, да некогда от инуду пришедше разорят в обители преданные им уставы. В конце жития своего Святитель Христов Иларион от многаго плача лишился чувственнаго очес зрения (повествуется, яко Святитель Иларион во время служения ясно все видел, а по окончании онаго ничего видеть не мог), светлостию же ума и чистотою сердца своего ясно взирал на Господа славы; напоследок дний жития своего много потерпел он от завистливых и злобных людей, искавших лукавством восхитити престол его, живу ему сущу; но держава Царей благочестивых не попусти сему быти. Искавый хищением престола, ускорил себе безчестие и срамоту, также лишился и ума своего, а по малых днех и самой жизни. Святитель же Христов Иларион, добрым подвигом подвизавшись, течение жизни скончав, веру соблюд, и в старости маститей, приближившись ко пристанищу жизни вечныя, приял от началопастыря Христа Совершителя веры Иисуса венец правды, и яко добрый и верный раб Господен, вниде в радость Господа Своего от земныя, воюющия Церкви во обители небесныя, торжествующия Христовы Церкви: В день недельный во время утрени толико заболел, что уже не мог сам изыти из церкви; но сослужителями его изнесен был в свою ему келию, идеже святитель исповедався духовному отцу своему, елеосвятився, и божественных таин – тела и крови Христовой причастився, и всем мир и благословение дав, успе о Господе 1707 года месяца Декабря 14го дня, по болезни своей в 7й день во время Святыя Литургии, в час Херувимской песни, прейде ко Господу, егоже возлюбил, и служе от юности поработал усердно. Пятьдесят четыре года иночествовал и не изменил правила своего, как во Флорищевой Пустыне начал, так и скончал. Управлял Суздальскою паствою 26 лет и 4 дни; во Флорищевой Пустыни поживе 28 лет. Возраста был средняго; силу в свое время имел потив двоих или троих человек. Кончина его была возвещена колоколом, по которому все жители города Суздаля и окрестные, весь от мала даже до велика, стекались на двор Архиерейский, и входя в дом его, со слезами лобызали холодную десницу своего пастыря. Прикасающиеся с верою в тоже время получали отраду в своих недугах и болезнях. По довольном оплакивании, с подобающею честию тело Святителя Илариона вынесено было в соборную церковь, где стояло непогребенным 16ть дней, а посем совершено было погребение Архимандритами и Игуменами и Протоиреями со всем причтом, примногочисленном собрании всякаго чина и звания людей обоего пола со многими слезами. Тело его положено в Соборной Рождества Богородицы церкви. По погребении Святителя Илириона от гроба его в разные времена были многия исцеления, которые и до ныне притекающим с верою не прекращаются.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №5009 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Монастырь Флорищева пустынь в п.Фролищи (Нижегородская о
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2007, 00:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 дек 2004, 19:05
Сообщений: 141
Откуда: Подмосковье
Алонин Александр писал(а):
На сайте Троице-Сергиевой лавры в разделе библиотека имеется рукописная книга первой половины 19 века о Флорищевой Пустыни:
http://lavra.ru/manuscripts/medium.php? ... e=181-0002
Попытался произвести ее изложение (дословное, за исключением не существующих ныне букв алфавита). Кое-где встречаютя непонятые мною слова и выражения (обозначены(?)). Может кто-то пояснит или подскажет.


Александр! В основном то, что Вы обозначили знаком вопроса - или опечатки, вызванные тем, что это рукопись:
Триипостанаго - Триипостасного, снизиид - снизойде, Еедаже - Егдаже (значит "когда"), влиаху - влакоху
или просто устарелые слова:
дондеже - "пока не", сицевую - "следующую", пятка - "пятницу" и т.д.
В общем, Вам поможет Большой Словарь.

То, что Вам было не лень перевести картинки в текстовый вид - несомненно похвально. Но лично у меня нет ни времени, ни возможностей сочинить к этому тексту комментарии. Это работа для профессионального литературоведа.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №5013 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 фев 2008, 01:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 ноя 2007, 18:33
Сообщений: 3
Не дожидаясь помощи профессиональных литературоведов, попытался изложить современным языком вышеупомянутую рукопись о Флорищевой пустыни.
Адаптированный вариант можно увидеть здесь:
http://frolishi-kraeved.narod.ru/Ilarion_SUFP.html


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №5184 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25 авг 2008, 19:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 ноя 2007, 18:33
Сообщений: 3
Сегодня начата установка глав на главный храм Флорищевой пустыни - собор Успения Пресвятой Богородицы.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6561 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет