
Церковь Вознесения Господня является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу, который получил широкое распространение на Руси в XVI-XVII вв. В 1532 году отец Ивана Грозного построил в Коломенском домовую церковь — «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси». На освящении ее три дня пировали у великого князя в Коломенском митрополит с духовенством, братья князя и бояре.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Предание связывает строительство церкви с рождением у князя сына, будущего царя Иоанна Грозного. Создателем храма несомненно был выдающийся зодчий, хорошо знакомый с итальянской ренессансной архитектурой. Есть основания полагать, что им был Петрок Малый, приехавший из Италии в 1528 году.
Здание церкви носит подчеркнуто центрический характер. Здесь отсутствует алтарная апсида. Четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами — всходами, благодаря которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки. Убранство экстерьера церкви подчеркивает красоту пропорций, придает легкость и направленность вверх тяжелому зданию.
На восточной стороне галереи — гульбища расположен белокаменный трон, имеющий резное навершие в виде раковины. Его ножки выполнены в виде львиных лап, а подлокотники украшены резным орнаментом. Над троном сооружена сень, которую венчает изображение двухглавого орла с державой и скипетром. Причина установки здесь царского места до сих пор остается загадкой. В плане здание церкви представляет собой равноконечный крест. Высота шатра составляет 28 метров, а высота всей церкви — 62 метра.
Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском, был потрясен зрелищем храма: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес.
Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».
Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх. Интерьер храма отличается цельностью художественного облика и наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света — от ослепительно-яркого до затененного. Кроме этого помещение отличается прекрасной акустикой.
По площади храм невелик — 8,5х8,5 метра, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется ощущение простора. Внутри церкви преобладает белый цвет. Реставрационными работами установлено, что этот цвет присутствовал в храме изначально. Первоначально пол церкви был выложен красными и черными треугольными керамическими плитками, уложенными «конвертом», а в XIX веке он был покрыт квадратными каменными плитами. Первоначальный иконостас храма не сохранился. В настоящее время в церкви можно видеть восстановленный иконостас XVII века. За почти пятьсот лет своего существования храм неоднократно подвергалось ремонту, поновлению и реставрации. Но основной его облик сохранился без существенных изменений.
Несмотря на тщательные исследования, до сих пор, к сожалению, не удалось найти имя гениального зодчего, строившего храм. То, что храм построен по образцу русских шатровых деревянных храмов — «верх на деревянное дело» — вроде бы должно указывать на то, что его строил русский мастер. С другой стороны, многие приемы, элементы конструкции и декора говорят о сильном влиянии итальянского зодчества эпохи Возрождения
. Может быть, храм строил итальянский мастер, приглашенный Василием III? Но многие особенности конструкции церкви очень близки строительным приемам псковских мастеров, а ряд декоративных элементов прямо происходят из московского зодчества XIV-XV веков...
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
У церкви Вознесения была и еще одна важная функция: ее высокий шатер служил наблюдательным пунктом. С его верха был хорошо виден расположенный в 14 километрах от Коломенского ниже по Москве-реке другой такой же наблюдательный пункт — шатровая церковь в дворцовом селе Остров
. А из Острова наблюдатели следили за вершиной громадного Боровского кургана, расположенного на берегу Москвы-реки у села Чулкова — оттуда открывались бескрайние дали вплоть до Бронниц.
Цепь наблюдательных постов непрерывно тянулась к южной границе, и если наблюдатели замечали внезапное появление татар, то давали об этом знать соседним постам, зажигая костры. Так, распространяясь от одного поста к другому, тревожная весть мгновенно долетала до Москвы
. Специально для наблюдателя прямо под главой церкви Вознесения, в барабане купола, устроено небольшое помещение. В него можно попасть по лестнице, проложенной в толще стен к основанию шатра, а оттуда наверх вела металлическая лестница-стремянка, спускающаяся от креста.
2 марта 1917 г. в день отречения от престола российского императора Николая II, в подклете церкви произошло чудотворное явление иконы «Державная Богородица». В настоящее время список этой иконы находится в приделе Дмитрия Солунского церкви Казанской Богоматери
. Во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг, когда немецкие армии стояли под Москвой, на галерее, под прикрытием здания Храма, располагались зенитные установки, обороняющие небо Москвы.
В 1994 году памятник включен во Всемирный список исторического и культурного наследия Юнеско.