Трудно сказать, традиция это или просто показательный пример отношения духовенства к именам авторов архитектурных планов.
Ведь основные документы по истории храмов, как мне кажется, все же хранились именно в церковных архивах.
Те же метрики для Императорской Академии Художеств составлялись местными священниками.
В разных источниках можно найти информацию о том, кто сколько денег пожаловал на строительство, кто инициировал его, на чьи деньги был отлит колокол и так далее. Но упоминание архитекторов встречается крайне редко, если только это не касается фундаментальных строений в крупных культурных центрах, например, Успенскй Собор в Смоленске..
Однако, нельзя сказать, что вопросы культурного значения не волновали никого вообще, то есть считались не важными и не обязательными к сохранению.
В тех же источниках очень часто можно встретить упоминание о мастере, чьей работы в храме фрески, о том, кто именно отлил колокол и в какой мастерской, кто изготовил иконостас.
Но вот о том, кто именно сделал храм таким, каким он есть, узнать практически невозможно.
Мне приходилось слышать такой вариант: собиралась артель мастеров с главным зодчим и они решали, как именно строить храм. Основное требование - ЧТОБЫ БЫЛО КРАСИВО В ЭТОМ МЕСТЕ плюс пожелания инициативной группы от местных жителей, если таковая была.
Никаких ссылок дать не могу, это был устный разговор с одним краеведом, занимавшимся Суздалью. Это относилось, впрочем, только к деревянным храмам.
Возможно ли, что, например, уже в XVIII веке было некое подобие типового строительства? То есть в Академии Художеств есть разные планы архитекторов, которые на местах могли использовать уже группы местных мастеров. Тогда это объясняет такое отношение к именам архитекторов. Их просто могли не знать те, кому потом пришлось описывать и хранить историю храма.
Например, читаем метрику приходской Богородицерождественской и кладбищенской Смоленской церквей села Дрюцково Бежецкого уезда Тверской губернии. Составлена она в 1887 году местным священником о. Иоанном Покровским.
http://www.temples.ru/index.php?op=bibl ... ext&id=135
вопрос:
5) Известен ли храмосоздатель, или главный мастер, строивший церковь или монастырь?
ответ:
Настоящая и трапезная Церкви устроены на средства прихожан; а кладбищенская возобновлена в 1642-м году на свои средства Бежечанином Петром Герасимовым Суворовым.
Чувствуете, как воспринят священником вопрос о
храмосоздателе?
А вообще, это очень интересный вопрос.