В этом храме служил один из представителей духовенства рода Капутовских, информацию о которых я собираю.
Капутовский (Копытовский) Иларион Иванович - служил священником в с. Сопоть Бельского у. с 1852 по 1862 гг. Окончил курс Смоленской духовной семинарии в 1851 г. (вторая половина высшего отделения). Был женат на дочери предыдущего священника этого же села - Михаила Яковлевича Цветкова (служил в Сопоти в 1829-1852 гг., окончил курс Богословия, сын причетника с. Дуброва). В 1862 г. перешел на священническое место в с. Преображенское Духовщинского у., оттуда в 1876 г. перевелся в с. Глазково Поречского у., а в конце 1887 г. перешел в с. Гришково Духовщинского у., где практически сразу вышел в заштат (с 12.01.1888 г.).
Про Илариона Капутовского мне также известно, что при службе в Сопоти он стал участником судебного процесса. Вот выдержка из некролога на Бельского уездного благочинного Младова Василия Григорьевича (напечатан в "Смоленских епархиальных ведомостях" (СЕВ), № 21 за 1876 г.): "... До поступления на должность благочинного и во время прохождения оной по поручению Епархиального начальства произвел много формальный следствий и дознаний, одно из которых
в селе Сопоти по жалобе диакона Соколова на священника Капутовского о разделе доходов ...". Далее в СЕВ в №16 за 1881 г. сообщается, что "
Св. Синод указом от 08.06.1881 за №2407 дал знать, что штрафы, наложенные по суду на священника с. Глазкова Поречского у. Илариона Капутовского, в уважение одобрительной о службе его аттестации начальства, после касавшихся их дел, не велено считать препятствием к награждению их установленными для духовенства знаками отличия".
Если Вы хотите вплотную заняться историей села, идите в Ленинку и сплошником просматривайте "Смоленские епархиальные ведомости" (1865-1917 гг.), шифр VI 24/1. В них и найдете наиболее полные сведения, в том числе и о приходских попечительствах. Также иногда встречаются и отчеты этих самых попечительств, сообщения о знаменательных событиях в селах (например, открытие и освящение церквей, рассказ о праздниках (как их отмечали в селе), визит в села высоких гостей и др.). Регулярно печатали сообщения о пожертвованих на храмы (ремонт, иконы и пр.), откуда можно выудить много полезных сведений (когда делались ремонты и чего именно, ФИО жертвователей и т.п.). Ну и конечно в СЕВ печатали о назначениях и перемещениях притча. Но работа конечно трудоемкая, результаты будут зависеть от Вашего желания и усидчивости. Удачи !
